Обозреватель Ближневосточной редакции Trend Бахрам Гасанов
Жесткая реакция турецкого общества на события в Секторе Газа сопровождалась резкими антиизраильскими заявлениями премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его не менее резким ответом президенту Израиля Шимону Пересу на международном форуме в Давосе. Таким образом, впервые за последние десятилетия в Турции официальная позиция правительства относительно ближневосточных вопросов совпала с позицией общества.
Турецкое общество воспринимает регион Ближнего Востока, связанный глубокими историко-культурными связями с турками и веками находившийся под турецким управлением, как нечто "родное".
Нынешнее турецкое правительство старается в ближневосточной политике отдавать предпочтения внутренней динамике общества и основывающимся на историческом наследии чертам. В то же время, Анкара, демонстрируя политическую позицию, учитывающую общественное мнение стран региона, старается для осуществления своих стратегических целей на Ближнем Востоке основываться на реальную силу. Политическое течение, идеологом которого является главный советник Эрдогана по вопросам внешней политики Ахмед Давудоглу, называют "неоосманистским".
Одним словом, Турция старается восстановить роль Османской Империи на Ближнем Востоке с учетом сложившейся ситуации в мире. Интересно, насколько реальным выглядит осуществление этого плана Турции?
Несомненно, желание Турции восстановить ведущую роль на Ближнем Востоке и достигнутые за последние шесть лет успехи в этом направлении вызывают беспокойство у сильных мира сего и их союзников, проявляющих огромный интерес к этому региону. В частности, следует ожидать "серьезных мер" против новой ближневосточной политики Турции, ограничивающей свободу действий Израиля и США в этом регионе. Конечно, Турция не забыла принять превентивные меры против давлений, с которыми она столкнется перед осуществлением ближневосточной стратегии. Самая важная из этих мер - максимальное использование экономического потенциала. Построенные за последние шесть лет сильные экономические связи с Россией, Ираном, со странами Ближнего Востока, Африки и Азии, разветвление этих связей делает крайне тяжелым оказание экономического давления на Турцию. Об экономической мощи Турции свидетельствует то, что глобальный экономический кризис сказался на этой стране менее всего.
Один из рычагов давления на Анкару - это вопрос признания "геноцида армян". Однако и в этом вопросе нельзя сказать, что Турцию ждет очень серьезный риск. Несмотря на вероятность признания нижней палатой конгресса "геноцида армян" с целью "усмирить" Турцию, принятие какого-либо документа по сути решения выглядит неправдоподобным. Ни Америка не захочет полностью потерять такую стратегически важную страну как Турция, ни израильское лобби не захочет, прекратив поддержку Турции, предпринять шаг, в результате которого Холокост станет в глазах общественности чем-то заурядным.
Самая реальная опасность для Анкары исходит не от международного сообщества, а из самой страны. Не стоит удивляться, если в ближайшее время в Турции начнутся покушения на известных людей еврейского происхождения или же нападения на синагоги. С целью "проверить всеобщую реакцию" даже была распространена дезинформация об этом. В понедельник израильская газета Haaretz сообщила о поджоге одной из синагог в Турции. Эту информацию опроверг глава Израильской общины в Турции.
Однако возможные препятствия на пути к реализации ближневосточной стратегии Турции ограничиваются не только этим. Турция может столкнуться также с сопротивлением арабских стран Ближнего Востока. Правда, выступление Эрдогана в Давосе было встречено с большим восторгом в арабском мире. На митингах в Палестине и в арабоязычных СМИ Эрдоган стал самой обсуждаемой темой как героический лидер героической страны. Однако ни для кого не секрет, что арабский национализм построен на противостоянии Турции. И поэтому неслучайно, что отношения Турции с исламским ХАМАС лучше, чем с националистическим ФАТХ.
Учитывая все это, не стоит удивляться событиям, которые возможно произойдут на Ближнем Востоке через некоторое время, и вызовут недовольства арабского национализма.
Одним словом, несмотря на серьезный потенциал для восстановления роли османов на Ближнем Востоке и достигнутые в этом направлении некоторые успехи, Анкару ждут очень серьезные проблемы.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]