...

Откровенный Вацлав Клаус в Москве

Россия Материалы 13 октября 2009 13:53 (UTC +04:00)

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости

В Россию приезжает главный евроскептик Старого света - чешский президент Вацлав Клаус. Официальная тема визита - укрепление отношений между Россией и Чехией. Возможно, состоится подписание о создании российско-чешского консорциума для участия в тендере по строительству двух новых энергоблоков на атомной электростанции "Темелин" в Чехии. В консорциуме будут участвовать чешская компания Skoda JS и российские компании "Атомстройэкспорт" и "Гидропресс".

"Темелин", оснащенный двумя российскими реакторами ВВЭР-1000, уже не раз оказывался в центре внимания экологически озабоченной европейской общественности, убежденной в опасности не только российских реакторов, но и вообще всего, что исходит из России. Опыт показал, что страхи эти на самом деле беспочвенны, но порой могут приносить неплохие электоральные дивиденды (так, венгерский Демократический фронт в 1990 году выиграл выборы, пугая избирателя "обезвоживанием Венгрии" в результате строительства "советской плотины" на Дунае у местечка Надьюмарош, хотя реализованный позже проект оказался полезным и безопасным).

Но Клаус не был бы Клаусом, если бы дал чьим-то предрассудкам остановить хороший проект. Одно из его любимых занятий - называть черное черным, а белое белым даже в тех случаях, когда это противоречит общепринятому мнению. А поскольку общепринятое мнение в нынешнем Европейском Союзе (ЕС) носит часто поверхностный характер (а в касающихся России вопросах, увы, просто параноидальный), короткие и жесткие сентенции этого немолодого, но крепкого джентльмена с колючим взглядом часто находят благодарную аудиторию далеко за пределами Чехии. "Российское руководство - нормальные партнеры", "Глобальное потепление - выдумка заинтересованных лиц" - эти сентенции Клауса, произнесенные во время его недавнего визита в США, вызывали у аудитории состояние, пограничное между шоком и озарением.

Сейчас Вацлав Клаус фактически в одиночку блокирует вступление в силу Лиссабонского договора - нового "устава" ЕС, призванного заставить эту мощную, но забюрократизированную организацию говорить единым голосом (причем скорее всего пост президента Европейского Совета займет один из главных организаторов войн в Югославии и Ираке Тони Блэр). На сегодняшний день Чехия - единственная страна, где договор еще не ратифицирован.

В других странах "еврократы" не мытьем, так катаньем протащили ратификацию, в большинстве случаев заменяя референдумы стандартной парламентской процедурой. В Ирландии, где на референдуме договору сказали было "нет", еврократы действовали по принципу "нет - это не ответ". Был проведен еще один референдум, на котором благодаря массированной пропагандистской кампании был получен искомый результат. В Великобритании лейбористы, обещавшие народу референдум по поводу новой конституции ЕС, в последний момент заменили народное волеизъявление стандартной парламентской процедурой, поскольку формально Лиссабонский договор конституцией не называется.

Британские евроскептики выступили с открытой петицией, подписанной восьмью тысячами европейцев, в которой попросили Клауса продержаться до весны 2010 года. В это время в Великобритании должны состояться выборы, на которых ожидается победа консерватора Дэвида Кэмерона. Последний обещал устроить по поводу Лиссабонского договора референдум, на котором проекту скорее всего будет дан красный свет - теперь уже навсегда.

Клаус, однако, недавно высказался в том духе, что не может исполнить все желания английских противников договора, которым следовало думать раньше. Сейчас договор проходит юридическую экспертизу на предмет его соответствия чешской конституции в Конституционном суде Чешской республики. На это рассмотрение его отправили союзники Клауса в чешском сенате. Под недовольный вой немецких и британских ультралиберальных изданий суд согласился убыстрить процесс рассмотрения. После этой процедуры Клаусу договор придется подписать, хотя он и признался в одном из интервью, что при прочтении это 300-страничное произведение оказалось "еще хуже, чем я ожидал".

Оппонирование европейскому "единому голосу" объясняется мировоззрением Клауса, не желающего верить некоторым мифам, которые себя за этот самый "единый голос" выдают. Авторы этих мифов представляют Европу крепостью цивилизации и демократии, призванной сначала отгородиться от России стеной, а потом потихонечку переманить на свою сторону всех ее европейских и азиатских союзников и партнеров. Неверие в эти "единогласные" мифы в сознании Клауса вполне уживается с поддержкой рыночной экономики и изрядным списком заслуг перед новым демократическим чешским государством. Поэтому Клаус не стесняется высказывать свое мнение.

Он, например, смеет утверждать, что коммунизм в Чехии 20 лет назад "рассыпался сам", а не был повержен героическими усилиями диссидентов. Повторением этой истины Клаус нажил себе много врагов среди людей, много лет делавших карьеру на своей прежде не очень заметной "борьбе с коммунистическим режимом". Впору вспомнить вольтеровского Кандида (Простодушного), сохранившего способность говорить самоочевидные вещи в глаза "цивилизованным людям" благодаря своему "дикарскому" прошлому.

Прошлое самого Клауса не диссидентское, но достойное. Экономист по образованию, именно он, а не автор мало кем дочитанных до конца пьес Вацлав Гавел руководил процессом трансформации Чехии в девяностые годы. Президенту Гавелу тогда досталась роль свадебного генерала. Очевидно, Гавел до сих пор не может Клаусу это простить. Отсюда - его, Гавела, нескрываемая неприязнь к Клаусу и к новому президенту США Обаме, отсюда же - неприличная кампания в чешской прессе, развязанная против "агентов Москвы", засевших в органах власти и пытающихся свернуть проект размещения американского противоракетного "щита" в Чехии. Когда отказ от щита пришел не из Москвы, а из Вашингтона, Гавелу не оставалось ничего другого, как рвать и метать. Обаме от него досталось даже за отказ от встречи с далай-ламой "из страха перед пекинским руководством".

Впрочем, перед этим бывший чешский президент взял еще на октаву ниже: он вместе с прибалтийскими "ястребками" Ландсбергисом и Лааром подписал письмо, где рекомендовал Европе "встать на сторону Грузии" вне зависимости от того, "кто сделал первый выстрел" в 2008 году. После этого и поддержка бомбардировок Югославии, и призыв оставить Россию вне европейской цивилизации становятся лишь маленькими вешками на пути "грехопадения европейского интеллектуала", как окрестил эволюцию Гавела либеральный американский историк Александр Янов.

В свое время буквально облизывавшая Гавела европейская пресса теперь ведет настоящую травлю Клауса. "Из-за Клауса Европе грозит новая берлинская стена!"- возмущается немецкая "Райнише пост". "Один звонок из Москвы мог бы все решить",- подленько намекает британский "Экономист". Черно-белое видение мира, где Москва - черная, а Брюссель - белый, удобно и хорошо продается. Но, похоже, Клаус и теперь не спешит присоединиться к дальтоническому большинству.

Лента

Лента новостей