Азербайджан, Баку, 26 мая /корр. Trend Т.Коняева/
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад может потерять свой пост из-за большого количества врагов в верхнем эшелоне власти, а главное - из-за конфликта с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи, считает президент российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Конфликт между президентом и рахбаром - первооснова всех проблем Ахмадинежада", - сказал Trend по электронной почте Сатановский.
В начале этой недели генпрокурор Ирана Гуламхоссейн Мохсени-Эджеи сказал в интервью журналистам, что прокуратура в настоящий момент рассматривает письмо, направленное иранским парламентом в Судебную систему Ирана по поводу ряда "правонарушений" иранского президента.
По его словам, "правонарушения" президента имеют различную направленность, и каждое из них рассматривается в соответствии со своей сферой.
12 депутатов иранского парламента представили жалобу Президиума парламента по поводу 50 "противоречащих требованиям конституции шагов (правонарушений)" со стороны руководства страны, сказал на прошлой неделе член комиссии иранского парламента по выполнению статьи 90 конституции Ирана Фазель Муссави.
В статье 90 конституции Ирана указывается, что каждый, кто недоволен работой парламента, государства или судебной системы, может обратиться с письменным заявлением в парламент. Для рассмотрения жалобы комиссия направила ее в Судебную систему Ирана.
По словам Сатановского, возможный импичмент, острое соперничество со спикером парламента Али Лариджани, который является наиболее вероятным кандидатом на президентство от лагеря консерваторов, "процесс джиннов", неудавшаяся попытка отстранить ключевых министров, подконтрольных верховному лидеру, борьба за министерство нефти и руководство спецслужбами являются итогом противостояния между Ахмадинежадом и Хаменеи, "в основе которого лежит превращение исламской революционной республики в персидскую националистическую империю".
"В конечном счете, действующий президент может потерять свой пост: у него слишком много врагов, готовых объединиться против него на стороне рахбара", - сказал он.
На прошлой неделе в лагере консерваторов против Ахмадинежада и его сторонников были выдвинуты политические и экономические обвинения, арестовано несколько лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела.
В середине апреля министр безопасности Ирана Гейдар Мослехи подал в отставку, которую Ахмадинежад принял, но из-за несогласия верховного лидера страны Мослехи остался на своей должности. Несогласие верховного лидера Ирана с отставкой министра после принятия его отставки президентом и сохранение министром своего поста происходит впервые. Согласно конституции Ирана, назначение и отставка министра входят в обязанности президента, верховный лидер не играет роли при назначении членов кабинета министров.
Именно после этого началась резкая критика и обвинения в адрес сторонников Ахмадинежада, после чего он 10 дней не выходил на работу, и два заседания Кабинета министров прошли без его участия. Депутаты сделали президенту предупреждение касательно импичмента, и он, наконец, первого мая вновь приступил к работе.
Многие депутаты, религиозные деятели и Корпус стражей Исламской революции резко раскритиковали Ахмадинежада за попытку отстранения министра национальной безопасности от должности. Они призвали президента подчиниться верховному лидеру.
Разногласия между Ахмадинежадом и верховным лидером имели место и ранее. В июле 2009 года Хаменеи отправил в отставку первого вице-президента Ирана Исфандияра Рахима Машеи. Впоследствии президент назначил Машеи главой своей администрации.
В середине мая Ахмадинежад освободил бывшего министра нефти Сейеда Масуда Мирказеми и еще двух министров от занимаемой должности. Согласно решению Кабинета министров, восемь министерских структур были объединены в новые четыре ведомства, среди которых министерство нефти и министерство энергетики. 16 мая Ахмадинежад заявил о своем намерении временно возглавить новообразованное нефтяное ведомство страны.
В пятницу, 20 мая, Совет стражей Ирана объявил назначение Ахмадинежада самого себя на должность министра нефти противоречащим конституции страны. Согласно статье 141 конституции Ирана человек, занимающий руководящую роль, не может одновременно выполнять обязанности руководителя другого ведомства.