...

Ядреный религиозный коктейль

Политика Материалы 17 апреля 2007 10:59 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку /Рашад Давуд, газета Каспий/ На данном отрезке новейшей истории региона действующие власти Армении копают себе правовую могилу с таким остервенением, что временами изумляют даже преуспевшую в демократическом нигилизме и исторически безалаберном отношении к соблюдению элементарных свобод Россию. Казалось бы, Россия, никогда особо не чуравшаяся непосредственного вмешательства во внутренние дела того или иного государства, зависящего от нее по тем или иным причинам, могла максимально надавить на Ереван, требуя дальнейшего развития ситуации в Армении в более, так сказать, спокойном ключе. Хотя бы, по той простой причине, что строгий приказ Москвы о непременном сохранении внешнеполитического курса, отданный сразу двум основным армянским политическим силам, одну из которых возглавляет президент, а другую - новоиспеченный премьер-министр и босс правящей партии, не может не привлекать внимания на редкость топорной интерпретацией оного властями Армении. Между тем, если судить по армянским реалиям, Москва, очевидно, ограничившись лишь неоднократным повторением отданного в Ереване (устами С.Лаврова, С.Иванова и В.Рушайло) приказа, не выражает на текущий момент никакого желания наблюдать за деталями его исполнения.

В конце концов, какая России разница, кто загрызет друг друга: пророссийский Роберт Кочарян или пророссийский Серж Саркисян? России важен итог, в соответствии с коим будет сохранено ее политическое и экономическое влияние на Армению. Кроме того, сегодня Москва активно ищет способы нанесения ответного оскорбления Вашингтону после нашумевшего отчета Госдепа США о катастрофическом состоянии демократических свобод в России. В данном контексте, полагаю, какой-либо анализ нюансов армяно-российских отношений для России представляется в одинаковой степени как несвоевременным, так и нецелесообразным.

Не волнует "армянское сегодня" и Вашингтон, который, надо полагать, не склонен рассматривать "армянское завтра" в отрыве от своих глобальных планов в отношении Южного Кавказа. Скажу больше, американцев даже устраивает нынешнее положение дел в Армении, ибо они, имеют под рукой пример, который оперативно можно будет выставить на обозрение всему мировому сообществу. Плачевный пример Армении по версии США в общих чертах формулируется так: "Социальный кризис и произвол властей как неизбежный результат сомнительного стратегического партнерства с Москвой". Таким образом, Вашингтон заинтересован, скорее, в более безобразном развитии ситуации в Армении, нежели в ее стабилизации. Вероятно, именно этим, а не кознями проармянских конгрессменов, следует объяснять и то обстоятельство, что ранее постоянно муссируемый вопрос о назначении Ричарда Хогланда новым послом США в Армении сегодня не стоит ни на повестке дня Конгресса, ни тем паче Белого дома. Почему? Потому что, не исключено, что в скором времени дипломатическое представительство США в Армении полностью свернет свою деятельность. Сейчас, как раз, идут разговоры о том, что Ереван на днях собирается покинуть исполняющий обязанности американского посла Энтони Годфри.

Теперь попытаемся разобраться, для чего все это делается, но вначале окончательно зафиксируем два отправных момента: 1. Вашингтон окончательно и бесповоротно решил развязать новую идеологическую войну против России; 2. Вашингтон окончательно и бесповоротно намерен использовать Армению в осуществлении плана, выраженного в пункте первом, но при этом, Ереван будет в лагере Москвы.

В пользу обоснованности первого момента говорит тот же отчет Госдепа США, в котором весьма ярко намечены агрессивные антироссийские настроения Вашингтона. О том же, что США отвернулись от Армении, свидетельствует как затянувшаяся история с вступлением в должность Хогланда, так и недавние заявления заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниела Фрида, сделанные им на пресс-конференции в Вашингтоне. Напомню, комментируя перспективы Армении в свете грядущих 12 мая парламентских выборов в этой стране, Д.Фрид открыто выразил свое сомнение в том, что этот электоральный процесс будет соответствовать международным правовым нормам. Более того, заместитель госсекретаря сказал, что считает вопрос о том, придерживается ли Армения демократических реформ, риторическим, чем дал понять: с Кочаряном или Саркисяном Вашингтону больше не о чем говорить. Кстати, Вашингтон прекратил всякие сношения и с лидером партии "Оринац еркир" Артуром Багдасаряном - наиболее прозападно направленным политическим деятелем Армении. В США осознали, что позиции России в Армении значительно сильнее, чем в свое время в "дооранжевых" Украине и Грузии, посему попытка выпестовать из Багдасаряна нового Ющенко или Саакашвили изначально является нерентабельным и провальным проектом. А последний карьерный взлет экс-министра обороны Сержа Саркисяна вообще поставил жирную точку на приходе к власти в Армении новых политических сил на революционной волне. Об этом знает и сам Артур Багдасарян, заявивший на днях в одном из ереванских пресс-клубов, что не является сторонником революций, а выступает за эволюционный путь развития Армении. Довольно, мягко говоря, любопытная позиция для человека, не так давно открыто предлагавшего себя Вашингтону в качестве "армянского Саакашвили".

Однако вернемся к вопросу о планах Белого дома относительно Армении, ибо таковые, в любом случае, несомненно, имеются. Итак, по моим прогнозам, очень скоро Вашингтон выступит с двумя заявлениями по Армении. Возможно, они прозвучат сразу после выборов в Народное собрание этой страны, но не исключено, что и ранее, тем более что непосредственной связи между тематикой этих двух заявлений нет. Нет сомнений в том, что США признает результаты парламентских выборов в Армении фальсифицированными, о чем, собственно, уже фактически сказал Дэниел Фрид. Между тем, другое заявление Белого дома, которое может прозвучать еще до 12 мая, будет на порядок, как говорится, покруче. Вашингтон обвинит власти Армении в сговоре с Москвой и Тегераном и участии Еревана, выраженном в транзитном содействии России, в осуществлении ядерной программы Ирана. И, правда, смешно было предполагать, что ирано-армянское энергетическое сотрудничество (газопровод Иран-Армения) и предоставление своей территории для интенсификации аналогичного сотрудничества Москвы и Тегерана (разговоры вокруг строительства российского нефтеперерабатывающего завода в Мегри) сойдут с рук Армении.

Упоминание непосредственной роли России и Армении в контексте иранской ядерной проблематики имеет важное стратегическое значение для Вашингтона. Во-первых, Джордж Буш (или глава Пентагона Боб Гейтс, что, впрочем, одно и то же) начнет проводить конкретные параллели между тождественно деструктивными целями руководств России и Ирана, чем выставит Москву в крайне невыгодном свете в глазах европейского сообщества. При этом второй момент, на мой взгляд, не менее актуален для опальных нынче американских республиканцев под предводительством Дж. Буша. Акцентировав внимание международной общественности на причастности к иранской ядерной программе России и Армении - двух христианских государств, Вашингтон обретет более веские аргументы для опровержения уличений Белого дома в проведении антиисламской политики, нежели досужие разговоры о том, что террористы не имеют национальности. Насколько такая постановка вопроса будет способствовать реабилитации по уши увязших в кровавом месиве Ирака Штатов в глазах мирового сообщества - другой вопрос. Однако таким образом, господин Буш, не будучи человеком непогрешимо мудрым, найдет прекрасный повод для того, чтобы сместить расставленные им ранее на религиозной конфронтации внешнеполитические акценты на борьбу с "единым злом", которое отныне не будет иметь национальной и конфессиональной идентификации не на уровне отдельных личностей или радикальных движений, но уже в контексте международном - на уровне альянса государств. Именно в данном ракурсе Армения может угодить в одну упряжку с Ираном и Россией, и это станет для нее началом конца. А, может, и еще для кого-нибудь.

Лента

Лента новостей