Азербайджан, Баку, 14 октября /корр. Trend Э.Таривердиева/
Несмотря на то, что новый договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) не включает вопрос противоракетной обороны (ПРО), Россия и США понимают взаимозависимость этих проблем, считают эксперты.
"Вопросы ПРО не являются частью переговоров по СНВ, несмотря на попытки России объединить эти два вопроса, - считает европейский эксперт по безопасности Беата Квиатек-Симанска (Beata Kviatek-Simanska). - Не удивительно, что решение Обамы отказаться от планов противоракетной обороны в Центральной Европе прокомментировали как шаг в угоду России для получения поддержки нового договора по СНВ".
Россия и США существенно продвинулись вперед в обсуждении нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений и договорились приложить все усилия, чтобы завершить работу в намеченные сроки, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров во вторник на пресс-конференции в Москве по итогам переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон, сообщили РИА Новости.
Он отметил, что стороны обсудили вопросы, "которые еще подлежат согласованию и требуют дальнейшей проработки, и договорились продолжить усилия с тем, чтобы эту работу завершить в намеченные сроки, то есть в декабре этого года".
США ознакомили Россию с концепцией новой оценки угроз, исходящих от Ирана, и рассчитывают на сотрудничество с Москвой в вопросе противоракетной обороны (ПРО), заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон, сообщили РИА Новости.
По мнению Симанска, визит Хиллари Клинтон в Москву можно рассматривать, как еще одну попытку найти точки соприкосновения с Россией по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Вопросы ПРО не являются частью переговоров по СНВ, но Россия попыталась объединить оба вопроса, утверждая, что планы США разместить радар в Чехии и ракеты-перехватчики в Польше подрывают усилия по ядерному разоружению, сказала Trend по электронной почте профессор Квиатек-Симанска, специалист по международным отношениям университета Гронинген (Нидерланды).
В интервью Вестям.Ru заведующий отделом по нераспространению и ограничению вооружений ИМЭМО РАН Александр Пикаев выразил мнение, что в процессе переговоров по СНВ ПРО, как таковая, не фигурирует. Но стороны пришли к согласию, что взаимозависимость проблем СНВ и ПРО должна быть включена в договор, сказал он.
По его мнению, прямой увязки между развертыванием американской системы ПРО и заключением этого договора нет. "Хотя, безусловно, неформально увязка такая существует. Она и военная, и политическая, и дипломатическая. И выполнение соглашения, не говоря уж о заключении каких-то новых договоренностей по ядерному разоружению, невозможно без разрешения этой проблемы и будет зависеть от того, что будут делать американцы", - сказал Пикаев.
Значительный прогресс по договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) подразумевает нахождение общих позиций по вопросам, связанным с проверкой и видом систем вооружения, которые должны быть включены в новый договор, считает американский эксперт по безопасности Янис Стивачтис (Yannis Stivachtis).
"Существование любой системы противоракетной обороны, по мнению России, противоречит логике и принципам сдерживания, и поэтому Россия выступает против любой политики или средств, которые могут подорвать сдерживание", - сказал Trend по электронной почте директор отдела международных отношений университета Вирджинии (США) Стивачтис.
Российское правительство было непреклонно и однозначно в этом вопросе, сказал эксперт.
Хиллари Клинтон же, по его мнению, возможно, хотела найти способ защитить жизненно важные интересы, связанные с США и международной безопасностью, в сотрудничестве с Россией.
По мнению наблюдателей, сторонам еще предстоит согласовать некоторые детали нового договора до истечения срока действия СНВ-1 в декабре этого года
По словам Квиатек-Симанска, ранее президент России Дмитрий Медведев предложил расширить сферу договора до ограничения стратегических средств доставки, таких как межконтинентальные баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок баллистические ракеты и тяжелые бомбардировщики.
Предварительная договоренность на встрече в июле этого года в Москве между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым включала значительное сокращение развернутых стратегических арсеналов до 1,500-1,675 боеголовок и 500-1,100 средств доставки.
Другие "технические" проблемы, по словам эксперта, переговоров по СНВ касаются так называемых правил подсчета боеголовок. "Опыт работы с Договором СНВ-1 показал, что цифры, заявленные в соглашении, и цифры фактически развернутых боеголовок разнятся", - сказала Квиатек-Симанска.
Эти технические вопросы не имеют решающего значения для заключения соглашения, но, тем не менее, должны обсуждаться и согласовываться, считает эксперт.
Основной и единственной проблемой ПРО, по ее мнению, являются эффективность и затраты, связанные с размещением систем противоракетной обороны. "Имея это в виду, весьма вероятно, что место для перехватчиков новой системы противоракетной обороны будет на мобильных пусковых установках, которые, кажется, дешевле, чем фиксированные", - сказала Квиатек-Симанска.
Стивачтис не считает, что "тесное сотрудничество в области противоракетной обороны" означает введение новых и более технологически развитых систем ПРО.
По мнению Пикаева, новый договор по СНВ вряд ли будет заключен к моменту истечения срока действия старого - то есть, к декабрю. Что же касается ПРО, эксперт сомневается, что у Штатов сейчас имеется четкое представление о том, где эта система появится.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]