Азербайджан, Баку, 29 марта /корр.TrendLife С.Кастрюлин/
Уроки истории и географии
В советское время известные журналисты¬-международники Валентин Зорин, Фарид Сейфуль-Мулюков, Генрих Боровик и другие в сюжетах с озябшими уличными бродягами разоблачали "звериный оскал капитализма". Сегодня, когда страны СНГ тоже встали на путь капитализма, эпизоды из старой зарубежной кинохроники запестрели живыми картинами на наших улицах.
Однако уровень цивилизации накладывает свой отпечаток на эту проблему. Приехавший недавно друг из Израиля о житье-бытье еврейских бомжей рассказывает почти сказки. По вечерам на городском рынке продавцы бесплатно одаривают всех желающих непроданными за день фруктами и овощами, пекари - оставляют хлеб, мясники - куриные крылышки, которые с легкой руки "русских" репатриантов там окрестили "крыльями Советов".
Неплохо устроились и бомжи США. Каждое утро в 6 утра в каждой действующей церкви раздают им завтрак, который состоит из каши, яичницы, булочки и кофе. В каждом городе Америки действуют приюты, где бездомные могут отдохнуть, принять душ, получить бесплатную врачебную помощь.
Богата бомжами и Россия. Только в Москве их проживает более 400 тысяч, их проблемами занимаются 10 учреждений социальной помощи. Там тоже имеются "ночлежки", кроме того, действует несколько санитарных станций, сотрудники которых не только проводят санитарную обработку людей улицы, но и бесплатно выдают им одежду и обувь.
А вот узнать о проблемах наших бомжей оказалось сложнее, чем о зарубежных, хотя они тут, рядом с нами. Нет данных о количестве беспризорных столицы и службах, занимающихся их вопросами.
В Министерстве труда и социальной защиты, куда мы позвонили, на вопрос о количестве бомжей в городе и оказанию им помощи ничего не ответили. Нет данных о них в Центре защиты прав человека. Правозащитница Таисия Гордеева, занимающаяся этой проблемой, сказала, что их несколько сотен. Опять-таки, статистика неясная. Т.Гордеева рассказала о причинах этого явления у нас. Часть из бомжей, например, приезжает из районов в надежде как-то обустроиться и найти работу в столице. Но основная прослойка бездомных растет за счет коренных бакинцев, по тем или иным причинам лишившихся своего угла. Однако всех их объединяет одно - как только человек попадает в эту категорию, то автоматически лишается статуса члена общества.
Спрашивается, а как же насчет шестой статьи "Всеобщей декларации прав человека", о которой наши правозащитники там много говорят? Оказывается, на бомжей, как деклассированный элемент, она не распространяется.
Как социальный класс бомжи не интересуют даже нашу полицию. У бездомных нет денег, значит, они не смогут заплатить штраф. А тащить грязное, зловонное существо, не совершившее преступление, в отделение - нашей полиции недосуг. Правда, наша полиция устроила в прошлом году за свой счет пресс-конференцию... для бомжей.
Кто они?
Бехзад Саламзаде, ныне очень больной человек, потерял квартиру по вине чиновников. Старенькая Евгения Михайловна Лазунина, стала жертвой ухищрений беженки. Принудительно выселен из квартиры Хагани Мамедов, которого покойный Гейдар Алиев в свое время поздравил с повышением воинского звания во время военных действий за Карабах. Он и его семья долгое время проживали в металлическом контейнере. Мамедов и другие десять выселенных военнослужащих, после долгих мытарств, подали в суд. Суд принял "соломоново решение" и разрешил вселение в отобранные квартиры только тем, кто имеет ордер на квартиру. Иначе говоря, никто из них право на вселение не получил.
При продаже жилья был обманут Расим Мамедов, находящийся некоторое время на излечении в больнице N1. Недавно закончилась борьба за жизнь Григория Симонова, 1927 года рождения. Он был выселен на улицу собственными соседями в поселке Амираджаны, которые раздробили ему, видимо за сопротивление, ногу, а дом подожгли.
Лицо без определенного места жительства не может получить медицинскую помощь. Ни одна наша государственная программа на эту категорию лиц у нас не распространяется. В отчетах, которые заполняются при лечениибольных необходимо указать адрес проживания больного. А если адреса нет, как тогда доказать на чье лечение ушли государственные деньги?
Между тем бомжи, как правило, подвергнуты почти всем известным науке болезням, в том числе и таким, которые представляют угрозу для жизни окружающих. В Баку нет ни одной официальной ночлежки, кроме больниц, нет ни одной станции дезинфекции.
В стране правда есть люди, кровно заинтересованные в судьбе бездомных, квартиры которых незаконно заняты и которые еще можно "отвоевать". Они даже хотят организовать нечто вроде частых пансионов для бомжей, типа дореволюционных ночлежек. Но, конечно же, небескорыстно. По их мнению, квартира бомжа должна отойти в фонд того, кто создаст ночлежку. Но такого положения в нашей конституции нет, и в парламенте она не обсуждается. Поэтому проблема с бомжами, даже если их усиленно не замечать, все-таки, остается. И об этом хорошо информированы и зарубежные организации, ратующие за человеческие права и в нашем государстве и оказывающие через Красный Крест кое-какую помощь, но только не бомжам. О последних, вернее, их питании, заботятся только религиозные учреждения. Но их возможности ограничены...