Азербайджан, Баку, 30 сентября /корр. Trend Life Вугар Иманов/
В Москве 29 сентября умерла известный режиссер Татьяна Лиознова. Ей было 87 лет...
Создатель легендарной картины "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Михайловна Лиознова в последние годы тяжело болела (удаление злокачественной опухоли, инсульт) и не выходила из госпиталей, не снимала фильмы и очень редко встречалась со СМИ. Мы постарались выбрать самые интересные моменты из последних редких интервью Татьяны Лиозновой, потому и заголовок статьи "Последнее интервью Татьяны Лиозновой".
О картине"Семнадцать мгновений весны"
- Говорят, первым картину "Семнадцать мгновений весны" показали Андропову? Якобы ему на дачу возили по две-три смонтированные серии, и глава КГБ решал, что убрать, а что оставить.
- Ерунда! Мне об этом ничего неизвестно. Знаю другое: Брежнев каждый вечер неотрывно сидел у телевизора, не пропуская ни одной серии, после чего звонил председателю Гостелерадио Лапину. Очень переживал из-за происходящего на экране. Случалось, даже плакал. Однажды так расчувствовался, что побежал к домашней аптечке, желая выпить сердечных капель, но по ошибке схватил слабительное... Еще был случай, когда Леонид Ильич позвонил актрисе Градовой, игравшей радистку Кэт. Стал расспрашивать о здоровье, о детях, успокаивать. Он не видел разницы между артисткой и ее героиней.
- А еще рассказывают, генсек хотел дать звезду Героя Советского Союза Вячеславу Тихонову. За совершенный подвиг.
-Не в курсе, кто и что хотел, но факт: Штирлиц действительно стал Героем. Правда, Социалистического труда. А мне за картину дали орден Октябрьской революции. Видимо, в ЦК КПСС посчитали, что при создании фильма актер важнее режиссера... Конечно, это был удар, но не хочу сейчас о нем вспоминать. Таких пощечин мне пришлось вынести немало. Лучше уж рассказывать курьезные эпизоды. К примеру, Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках. Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех двенадцати серий сразу!
Что же касается Андропова, то он просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата.
Первое пожелание мы выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, вспомнила, что у меня есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Мы ловко вмонтировали эту сцену в уже готовую серию. Вот и все вмешательство Андропова в фильм. Еще, помню, телевизионное начальство насмерть стояло, чтобы в картине не появился Молотов.
- Почему?
- Может, потому, что он был еще жив. В итоге важную для развития сюжета мизансцену вручения ноты советского правительства английскому послу пришлось снимать в урезанном виде, показывая Молотова со спины. Компромисс.
-Вы были готовы к успеху фильма?
-Нет, конечно. Мы многим рисковали. Тогда ведь о съемках телесериалов все знали понаслышке, но в итоге наш расчет оказался верен. Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация. Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники - нашей и немецкой. Иной раз от увиденного становилось дурно, выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.
-Может, и вам, Татьяна Михайловна, по-женски нравились военные, пусть даже и в форме эссесовцев? Черные мундиры, портупея, фуражки с высокой тульей, витые погоны...
- Слишком примитивное объяснение! Ни о каком поклонении перед внешней атрибутикой и речи не было. Но в картине действительно есть эпизоды, которые я снимала с особой любовью. Сцены празднования Штирлицем 23 Февраля в книге Юлиана Семенова нет. Как и встречи с женой в кабачке "Элефант". Это я придумала, добавила в сценарий.
- Красиво, но, извините, неправдоподобно.
- Откуда вы знаете? В процессе работы над фильмом я общалась с нашими разведчиками, они рассказывали еще более потрясающие истории. Например, один из них видел жену буквально пару секунд - в окне проходящего мимо поезда. Стоял на перроне и даже не мог махнуть рукой вслед...
Что же касается моего личного отношения к мундирам и портупеям нацистов, то не забывайте: у меня на войне погибли отец и три маминых брата. Папа отвоевал на фронтах Первой мировой и после ранения плохо слышал, его не должны были призывать, но он записался в добровольцы. В июне 1941 года я работала старшей пионервожатой в подмосковном лагере, не могла бросить ребят и вернулась домой, когда папа уже ушел на передовую. Он погиб в том же 41-м... Знаете, тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана.
- Сколько времени, Татьяна Михайловна, шла работа над картиной?
- Года три, наверное. Сериал показали почти сразу, как мы закончили монтаж. Успех был ошеломляющий. Съемочную группу несколько раз представляли к наградам, но потом передумывали. Ленинскую премию не дали, Госпремию СССР... Наверное, начальство рассуждало, что детектив - низкий жанр, который не заслуживает такой чести.
- На место Штирлица много претендентов было?
- Несколько актеров с равным успехом могли справиться с этой ролью, но некоторые уже играли нечто подобное, а Тихонов был свободен и от других съемок, и от работы в театре. Кинопробы я не любила, больше доверяя фото. Особой дружбы с актерами никогда не водила и после "Мгновений" общалась с Тихоновым преимущественно по делу - когда надо было ехать куда-нибудь с творческим вечером. На бесплатные выступления даже не приглашала, обычно звала Броневого, тот мне не отказывал, наверное, в благодарность за первую большую роль в кино.
- Но сегодня и Броневой вроде бы на вас дуется. Знаете причину?
- Глупости это, в которые я не вникаю. Помню, Броневой звонил и жаловался, что не может с женой выйти из дома: у подъезда толпа поклонников. А через какое-то время уже сокрушался, что люди на улице перестали его узнавать... Актеры как дети, по большей части, дурные дети...
- Кстати, а как вам эта самая раскраска фильма?
- Сначала я была против этой работы. Но потом изменила свое решение. Особенно после знакомства с Александром Любимовым, инициатором проекта, и его командой. Я снова себя ощутила в настоящей мужской компании. В течение года раз в два месяца ребята приезжали ко мне с материалом, советовались. Тяжелее всего давалось лицо Штирлица. Выбивались из общего цветового решения (а оно, как мы договорились, должно было стать неброским, матовым) алые эсэсовские повязки. Все эти моменты подробно обсуждались. Я будто бы вернулась на съемочную площадку, с которой ушла больше 20 лет назад.
А потом не забывайте: изображение в фильме никогда не "чистилось", начиная с первого показа в 1973 году. Фильм все эти годы безбожно эксплуатировался. Права на него то и дело оспаривались - то студией, то телевидением. На нем все зарабатывали, кроме авторов. И никто никогда не ставил задачи отреставрировать негатив, убрать "намыленность" с картинки. Теперь это сделано.
Вообще, показ обновленной картины намечался на осень. Но Первый канал, на 9 Мая решил выпустить фильм "В бой идут одни "старики", тоже раскрашенный. Это и помешало полноценной премьере. Многое, особенно в части звука, я бы сделала иначе. И сокращениями я тоже не очень довольна. Хотя многие зрители этого наверное даже не заметили.
А вообще, я против слова "раскраска". Пусть фильм живет не только для тех, кто видел его тридцать лет назад. Будет ли среди новых зрителей молодежь - покажет время. Одного показа для этого явно недостаточно.
О фильме "Три тополя на Плющихе"
Этот фильм стал одним из ярчайших достижений советской кинематографии, картина равно восхитившая как специалистов, так и тех, кого принято называть простыми зрителями. Доказательством тому стали призы Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плате и ВКФ в Минске, а также 26-миллионная аудитория проката.
- Татьяна Михайловна, как вы подбирали актёров на этот фильм, или, говоря современными словами, проводили кастинг?
- А как их обычно подбирают? Всё путём проб и ошибок. Кого-то утверждают, а кого-то - нет. Вячеслав Шалевич, например, очень хотел сыграть таксиста, но эта роль в итоге досталась Олегу Ефремову. А на Нюру была сразу утверждена Татьяна Доронина, хотя пробовались очень и очень многие.
Подбирая актрису на роль главной героини, я прежде всего просила исполнить песню "Нежность". Поскольку её было необходимо спеть и в самой картине. Но из актрис, пришедших на пробы, практически никому не удалось сделать это как надо. Дорониной я сказала: "Ещё можно подумать, подготовиться. Вы подумайте, а завтра придёте и споёте". На что Таня ответила: "А я и сейчас готова". Она отвернулась к окошку, постояла несколько секунд, повернулась обратно и спела. Не совсем так, как это позже будет в картине, но очень-очень близко. А для меня как для режиссёра это было крайне важно, потому что в песне раскрываются характер героини, её наивность, чистота, привязанность, вкус - всё, что невозможно выразить словами. Вот так Доронина и попала на эту роль. А Олег Ефремов - он мой любимый артист. Помню, когда мы только начинали работать над картиной, я подумала: а что можно было бы ему предложить, чтобы заинтересовать? Олег прочёл сценарий и тут же согласился. И каждый раз, начиная свою новую картину, я прежде всего думала о том, что было бы интересно актёрам.
- В одном интервью вы признались, что в фильме "Карнавал" актёрам разрешалось импровизировать. А в "Трёх тополях..."?
- "Карнавал" - моя любимая картина. Но когда снимались "Три тополя на Плющихе", я твёрдо знала, чего хочу от актёров. И никому ни на шаг не давала уйти в сторону. Но импровизации было очень много, ведь прочного сценария-то у меня не было.
- ???
- Да сценария-то как такового не существовало - это был маленький рассказик, который целиком уместился на развороте "Недели". А когда мы предложили Александру Борщаговскому немножко доработать его - он отказался. "Что хотел, то и написал, - бросил тогда сценарист. - И мне больше нечего сказать". Тогда по телефону я ему поведала, что сама всё знаю про героев, поэтому берусь за работу. А я действительно всё знала про Нюру. Например, на репетициях и во время подготовительного периода я всё время представляла Нюру в тех ситуациях, которые некогда происходили в жизни вокруг меня. Как Нюра на это посмотрит? Что она думает по этому поводу? Как бы она себя вела при тех или иных обстоятельствах? И, кстати, эпизод, когда во время дождя шофёр останавливает такси и пытается найти свою любимую песню, а Нюра запевает "Нежность", придумала я. И выбрала её потому, что она мне очень нравилась - в те годы "Нежность", которую исполняла известная певица Майя Кристалинская, была в стране крайне популярной. Но, размышляя над эпизодом, я изначально прикидывала: как Нюра чувствует песню? Нравится ли ей эта песня?..
- Какие-нибудь сложности возникали во время съёмок?
- Возникали, но я не хотела бы об этом рассказывать. Главное - что получилось в итоге. Совсем недавно в одном из своих интервью Леонид Парфёнов подчеркнул: "Три тополя на Плющихе" - абсолютный шедевр кинорежиссёра Татьяны Лиозновой".
О фильме "Карнавал"
Сделать после "Семнадцати мгновений" комедию - этого никто не ждал. "Карнавал" возник из давнего сценария Ани Родионовой. Я вела курс во ВГИКе. Студенты делали учебные отрывки. В качестве литературного материала взяли этот сценарий. Я смотрю их работы и бешусь: никто не уловил сути. Разбираем, объясняю, и я уже столько наобъясняла, столько напридумывала , что мелькает мысль: дудки! не буду им свои идеи раздаривать! сама фильм сделаю!
Организационно "Карнавал" был не менее сложным, чем "Семнадцать мгновений". Один из первых наших мюзиклов! Я просмотрела, наверное, все танцевальные ансамбли. Отобрала несколько танцев - из разных групп. Но у всех же гастроли! Мотались следом по Союзу. Группа с медведем выступает в Иванове - мчимся в Иваново. Другой ансамбль должен ехать на Дальний Восток - мы ломаем график Госконцерта, добиваемся, чтобы гастроли перенесли в Киев. Почему в Киев? Потому что там сейчас театр, где играет Ира Муравьева. В Киеве надо быстро построить такую же сцену, как в московском павильоне. И так без конца. Ире я нанимала массажиста, потому что нагрузки были страшные. Вы посмотрите - она ведет роль, она танцует вместе с профессиональными танцовщицами (научилась за несколько месяцев тому, чему учатся десятки лет), она при этом продолжала играть в театре! Между прочим, Рязанов про "Карнавал" знаете, что сказал? "Лиозновой завидую черной завистью. Сделать комедию, на которой публика пятнадцать минут хохочет так, что не слышно музыки, - такое надо суметь!" Хотя мне было интересно другое. "Карнавал" - фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы, так или иначе, про себя.
О жизни, о себе...
- Татьяна Михайловна, как вы себя чувствуете в роли юбиляра - 85 лет?
- Ничего хорошего в старости нет. Особенно для людей моего поколения. И дело не только в нездоровье или материальных проблемах, которые испытывает большинство пенсионеров. Дело - в моральном самочувствии. Как бы ни радовали заботами и подарками ветеранов, они хорошо понимают, что живут в другой, а может быть, даже и чужой стране. Это чувство есть, я уверена, у абсолютного большинства людей моего возраста - и не только. Одно удивительно: что и этому времени нужны мои фильмы.
- Как случилось, что вы не скопили денег хотя бы на лечение?
- А кого в нашей стране постигла иная участь? Разве что подпольных миллионеров? И потом - я не жалуюсь на свои материальные проблемы. И не люблю, когда бедственному положению тех же кинозвезд посвящаются целые полосы в газетах или телепередачи. В этом больше лицемерия и желания заработать на чужой беде, чем настоящего сочувствия. Я не одинока, у меня есть близкие, мне помогают друзья.
- Знаю, что среди них - Кобзон, Табаков...
- Иосиф - великий человек. Он помнит добро и помогает многим, с кем когда-то связала его судьба. Причем делает это без просьб и излишней огласки. Примеров такого рода много не бывает. То же могу сказать и про Олега Табакова, который, кстати, повел себя удивительно после моего интервью вашей газете несколько лет назад. Тогда я переживала действительно тяжелый период своей жизни: после сложнейшей операции мне надо было снова научиться ходить. И я обратилась к Дикулю. На ноги меня поставили (на это ушло несколько месяцев), но стоило это очень немалых денег. И Олег Павлович перевел деньги чуть ли не самым первым - прямо на счет клиники. И при этом я узнала об этом только от врачей.
Или вот недавно: мой друг Слава Шмыров договорился, чтобы к моему юбилею телевизионщики отремонтировали квартиру. Мое участие было запланировано в самом конце - когда мы с Кобзоном являлись на "сцену радости". А радости действительно было много: вокруг оказалось столько интересной, любознательной молодежи, с которой я вот так напрямую общалась, только когда преподавала режиссуру у студентов.
- Вам нравилось преподавать?
- Очень! Ведь это был путь моего учителя Сергея Герасимова, который сначала учил своих студентов в стенах института, а потом приглашал поучаствовать в реальных съемках. У меня ведь тоже почти весь курс вкалывал на "Карнавале". Мастерскую мы набирали со Львом Кулиджановым, который, к сожалению, после нашего первого выпуска не захотел больше преподавать во ВГИКе. Мы с ним даже поссорились из-за этого. Особенно после того, как он принял приглашение Тамары Макаровой вернуться. Хотя отказать Тамаре Федоровне он, конечно, не мог: ведь как мастер он должен был заменить скончавшегося Сергея Аполлинариевича. А профессора, кстати сказать, мне дали не во ВГИКе, а в институте культуры, который находится в Мытищах. Там я какое-то время работала в 90-е.
- А много ли замыслов, которые не осуществились?
- Полно! После фильма "Им покоряется небо" возник замысел фильма о советском ледоколе, который, когда началась война, стоял в Новороссийске. Вырваться оттуда было практически невозможно, потому что Черное море соединялось со Средиземным морем проливом, который контролировался врагом. Наши моряки сумели ценой потерь прорваться, обойти Африку и через Индийский океан вернуться во Владивосток. Мало кто про этот подвиг и сегодня знает!
Что только нашим морякам не приходилось делать - даже вкалывать в разных странах в качестве рабочей силы, чтобы заработать на уголь. Иначе бы как ледокол двигался к цели! Он и потом, после прибытия во Владивосток, не был списан - несмотря на все пробоины. После ремонта сопровождал транспортные суда союзников по Северному морскому пути.
Эту историю мне рассказали мои друзья - полярные летчики Валентин Аккуратов, который был главным штурманом полярной авиации, и Василий Колошенко, и ныне здравствующий Герой Советского Союза. Мы прямо-таки грезили этим фильмом. Думали, как будет двигаться по реальному маршруту ледокол, как его можно будет снимать с вертолетов. Куда-то ходили, чего-то требовали. Но денег на этот фильм у государства так и не нашлось.
- Тогда вы поняли, что больше никогда не будете снимать кино?
- Просто начались серьезные изменения в стране. И я поняла, что мои новые герои никому не нужны. Было над, чем поразмышлять, сидя у себя дома.
- Вчём главный секрет режиссёрского мастерства Татьяны Лиозновой?
- Просто в любви к актёрам. И этого ей было вполне достаточно.
Справка: Татьяна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года. В 1949 году она окончила ВГИК (позже Лиознова стала преподавателем в этом вузе.) Свою дебютную работу "Память сердца" она сняла в 1958 году.
Лиознова сняла фильмы "Евдокия" (1961), "Им покоряется небо" (1963), "Три тополя на Плющихе" (1967), "Мы, нижеподписавшиеся" (1980), "Карнавал" (1982), а также прославленный 12-серийный телефильм "Семнадцать мгновений весны".
Лиознова также проявила себя как сценарист - картину "Карнавал" она сняла по сценарию, который написала в соавторстве с Анной Родионовой.
Татьяна Лиознова была отмечена рядом почетных наград - в частности, в 1999 году ей присудили орден "За заслуги перед Отечеством" III степени, в 2009 году - ту же награду IV степени. С 1984 года она также носила звание народной артистки СССР.
В материале использованы статьи www.peoples.ru, www.lgz.ru, "Известия", "Итоги"