Азербайджан, Баку, 26 мая /корр. Trend Е.Остапенко/
Казахстану не стоит недооценивать угрозы талибов о так называемых "серьезных последствиях" за вовлечение в афганскую кампанию, полагают эксперты. Казахстан не настолько недосягаемое и безопасное пространство, каким позиционируется.
"Любые угрозы стоит воспринимать серьезно. Казахстан уязвим в плане отсутствия превентивных мер по обеспечению безопасности", - сказал Trend казахстанский политический аналитик Досым Сатпаев.
В начале недели афганские талибы пригрозили Казахстану "серьезными последствиями" за решение руководства страны с преимущественно мусульманским населением принять участие в войне союзников в Афганистане.
Парламент Казахстана в прошлую среду одобрил законопроект об отправке в Афганистан на помощь силам коалиции четырех офицеров сроком на шесть месяцев. Впоследствии срок может быть продлен.
По словам Сатпаева, для движения "Талибан" не важно количество, для них это символический шаг, который Астана продемонстрировала, встав на сторону США и их союзников в афганской кампании.
Последствия таких заявлений могут быть для Казахстана не радужными, считают эксперты.
"Для нас опасно то, что движение "Талибан" и те террористические организации, которые прямо или косвенно с ними сотрудничают, могут позиционировать Казахстан в качестве врага мусульманского мира. Они могут создать негативный имидж Казахстана как предателя интересов мусульманского мира, как союзника крестоносцев (как талибы именуют США и западные страны)", - сказал Сатпаев, директор группы оценки рисков в Алматы.
Также есть опасность, что на территории Казахстана могут происходить террористические акты, полагает он. "Действующие в регионе экстремистские группы могут воспринять заявление талибов как дополнительный призыв к действию".
За прошедшую неделю в стране было уже два прецедента такого рода. Первый произошел в западноказахстанском городе Актобе (Актюбинск) 17 мая. Тогда произошел самоподрыв перед зданием комитета госбезопасности. Пострадали четыре человека, погиб лишь сам смертник.
Второй инцидент произошел уже в самой столице. В минувший понедельник взорвалась машина около здания изолятора временного содержания департамента Комитета национальной безопасности (ДКНБ). Погибли двое.
Оба случая вызвали большой резонанс в стране, так как для Казахстана подобные происшествия - крайняя редкость. Прокуратура Казахстана не признала произошедшие инциденты терактами, причислив их к разборкам криминальных кругов.
Стремление руководства страны принизить угрозу терактов Сатпаев связывает с идеологической задачей - "позиционирования Казахстана как оазиса стабильности и спокойствия в бушующем море нестабильности". Однако чем больше население пытаются убедить в чем-то, тем больше возникает недоверия, слухов и домыслов, считает он.
Казахстан, хотя и находится в окружении стран, где присутствуют экстремистские течения, славится своей стабильностью и безопасностью в центральноазиатском регионе. Это позволяет стране привлекать большой объем инвестиций в свою экономику, ориентированную в основном на экспорт сырья.
"Население чувствует себя в относительной безопасности и не верит, что какие-то исламистские группы могут нанести серьезный ущерб национальной стабильности. Однако дестабилизация может начаться с отдельных регионов или может быть связана с деятельностью отдельных общин", - сказала Trend Марлен Ларуэль, аналитик в проекте EUCAM, который занимается исследованиями полито-экономических процессов в Центральной Азии.
По ее словам, очевидно, что преступная деятельность в Казахстане - гораздо более распространенное явление, чем терроризм. Однако истинная причина позиции официальных структур пока неясна, считает она. То ли это попытка поддержания мира, то ли они сами пока не знают, как анализировать произошедшие события.
Казахстан - не первое и не единственное государство с мусульманским населением, участвующее в войне в Афганистане. В Международную коалицию входит 47 государств, 19 из которых не входят в НАТО, а шесть являются членами Организации Исламская конференция (ОИК).
Казахстан уже предоставляет территорию для транзита военных грузов и персонала в Афганистан. Соседняя Киргизия сдала в аренду Пентагону базу в столичном аэропорту, обеспечивающую деятельность западной военной коалиции, пишет Росбалт.
Из стран бывшего СССР контингенты в Афганистан направили Латвия, Литва, Грузия, Азербайджан, Украина и Армения. Силы коалиции размещены в стране с 2001 года, когда США начали свою войну с террором.
Ларуэль, являющаяся также сотрудником исследовательского фонда FRIDE, не уверена, что стоит говорить о проявлении международного терроризма в Казахстане.
"Люди, вовлеченные в террористическую деятельность, обычно принимают на себя ответственность за теракты, так как они заинтересованы в информационном резонансе, - сказал она. - Однако за оба произошедших в Казахстане взрыва никто так ответственности и не взял".
В то же время она не исключает возрастания риска террористических актов на территории Казахстана.
По словам Ларуэль, число исламистских группировок в Казахстане относительно невелико. Казахстанские исламисты менее организованы и имеют меньше поддержки, чем узбекские и киргизские объединения в Ферганской долине или в Таджикистане.
"Однако им и не нужно быть многочисленными, чтобы успешно действовать, - сказала она. - Так, некоторые небольшие группы могут попытаться организовать теракт как символическое действие, чтобы шокировать казахстанское общество и стимулировать репрессивные меры со стороны правоохранительных органов по отношению к подпольным группам".
Позиции экстремистских объединений сильны на западе Казахстана, где сосредоточены нефтяные ресурсы страны.
Среди таких групп, к примеру, Хизб-уль-тахрир (партия исламского освобождения), призывающая к воссозданию религиозно-политической структуры времен пророка Мухаммеда и объединению исламского мира в теократическое государство - Халифат. В некоторых государствах Средней Азии и в России партия причисляется к террористическим структурам.
Также к экстремистским группам, имеющим сильные позиции в западном Казахстане, относят религиозные движения Таблиги-джамаат, ваххабитов и другие нетрадиционные ответвления ислама.
В случае, если Казахстан все же станет мишенью талибов, человеческих и материальных ресурсов страны может оказаться недостаточно для противостояния такой угрозе, полагают эксперты.
По мнению Ларуэль, силовые структуры Казахстана относительно хорошо подготовлены, в основном при помощи коллег ФСБ России, и имеют доступ к более усовершенствованным технологиям (видео, спутниковое сообщение и т.д.), чем их коллеги в Кыргызстане и Таджикистане.
"Тем не менее, чтобы остановить теракты, материальных средств недостаточно, - сказала она. - Территория Казахстана огромная, и террористические группы могут свободно передвигаться на пространстве СНГ, в основном в Россию. Контролировать их не так легко".
Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков предлагает действовать от обратного: не вовлекаться с афганскую войну, в которой Казахстан не в состоянии кардинально изменить ситуацию, а начать диалог с талибами, притом в самой Астане.
"Я отрицательно отношусь к решению послать в Афганистан наших миротворцев. Никто не знает, как завтра сложится ситуация. Я считаю, что мы не сможем кардинально изменить ситуацию, а лишь нанесем удар по своему имиджу", - сказал Телибеков агентству Интерфакс-Казахстан.
"Поэтому предлагаю пригласить руководство "Талибана" в Астану для переговоров о прекращении военных действий в Афганистане, - сказал он. - Думаю, это даст куда больший эффект, нежели председательство в ОБСЕ или в ОИК".