Азербайджан, Баку, 5 мая /корр. Trend Т.Коняева/
Единственным способом подтвердить мирный характер иранской ядерной программы является установление полного и транспарентного сотрудничества Тегерана с МАГАТЭ, но до тех пор следует избегать спекуляций относительно намерений Ирана и делать выводы, основываясь на технических фактах и полученной информации, считает постоянный посол Франции в МАГАТЭ Флоранс Манжан (Florence Mangin).
"Нам следует избегать каких-либо спекуляций по поводу намерений Ирана, - сказала Манжан в эксклюзивном интервью Trend. - Мы должны оценивать реальность, исходя из технических фактов и соответствующей информации".
Ядерная программа Ирана вызывает озабоченность с 2003 года, когда МАГАТЭ стало известно о его скрытой деятельности. В конце 2003 года Иран подписал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и добровольно объявил о приостановке работ по обогащению урана. Однако позже он вернулся к этой деятельности. Иран утверждает, что как участник ДНЯО он имеет полное право на использование ядерных технологий в мирных целях.
Обогащенный уран может использоваться для производства ядерного оружия. Вместе с тем, он необходим и как топливо для атомных электростанций. США и ряд других стран Запада уверены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия, и требуют предотвратить такое развитие событий.
По словам Манжан, МАГАТЭ достаточно четко дало понять, что Агентство ждет разъяснений от Ирана по различным вопросам, которые могут относиться к ядерным разработкам и остаются нерешенными, среди которых испытание мощных взрывчатых веществ, исследование по проекту "Зеленая соль", документ о выплавке полусфер из урановой руды.
"Агентство собрало детальную информацию по этим вопросам из различных и надежных источников относительно деятельности, которая может быть связана с производством и разработкой ядерного оружия", - сказала она.
Манжан считает, что единственным способом ответить на вопрос о том, насколько вероятно намерение Ирана создать ядерное оружие, являются ответы иранской стороны на все вопросы Агентства.
"Но он отказывается это делать с августа 2008 года. Почему? Это только усиливает наши подозрения", - сказала она.
Кроме того, отметила посол, необходимо помнить о нарушении Ираном шести резолюций Совета Безопасности (СБ) ООН и десяти резолюций Совета управляющих МАГАТЭ, о строительстве двух секретных заводов по обогащению урана и об отказе приостановить ядерные разработки, несмотря на отсутствие гражданского ядерного реактора, который нужно было бы заправлять полученным топливом, так как Бушерскую АЭС обеспечивают российским топливом.
До настоящего времени СБ ООН для приостановления ядерной программы Ирана принял шесть резолюций, четыре из которых предусматривают экономические и некоторые политические санкции против Ирана, и две резолюции содержат предупреждения.
В 2002 году стало известно, что Иран обогащает уран на первом секретном комбинате в Натанзе. Экспертам МАГАТЭ удалось добиться предоставления подробной информации о функционировании этого предприятия.
В 2009 году незадолго до встречи Ирана со странами "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН - Великобритания, Китай, Россия, США, Франция и Германия) в Женеве МАГАТЭ подтвердило получение уведомления от Ирана о строительстве на территории страны второго завода по обогащению урана без ведома международных организаций. Агентство потребовало от Ирана предоставить специальную информацию и обеспечить доступ на новое предприятие, расположенное рядом с городом Кум.
Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что "не принималось решений о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентству". Тогда же и были прерваны переговоры с Ираном вплоть до 2010 года.
Сотрудничество Ирана с МАГАТЭ остается неудовлетворительным
Продолжение деятельности по обогащению урана до 3,5 и 20 процентов и накоплению топлива, а также по производству тяжелой воды в нарушение резолюций СБ ООН и Совета управляющих МАГАТЭ вызывает глубокую озабоченность всей мировой общественности, отметила Манжан.
"Сотрудничество Ирана с Агентством все еще остается неудовлетворительным, что неоднократно упоминалось в каждом докладе генерального директора Агентства, касающемся разъяснений, которые Агентство требует предоставить в отношении истории определенных видов деятельности, в частности строительства завода "Фордо" по обогащению урана и деятельности по производству тяжелой воды", - сказала она.
По словам посла, в каждом своем отчете генеральный директор МАГАТЭ указывает на то, что он не может подтвердить мирный характер ядерной программы Ирана.
В последнем докладе генерального директора МАГАТЭ Юкии Амано, опубликованном в феврале 2011 года, говорится о том, что Иран не выполняет своих обязательств и не обеспечивает необходимого сотрудничества, которое позволило бы подтвердить мирный характер его ядерной деятельности.
"В то время как Агентство продолжает проверять предназначение заявленных ядерных материалов Ирана, он не идет на необходимое сотрудничество, для того чтобы дать возможность Агентству подтвердить, что все ядерные материалы Ирана предназначены исключительно для мирных целей", - отмечается в докладе.
Особую обеспокоенность, говорится в нем, вызывают работы по обогащению урана, которые Тегеран проводит вопреки резолюциям СБ ООН. Согласно докладу, за последние четыре года в Иране было произведено в общей сложности свыше 3,6 тонны низкообогащенного урана (НОУ) со степенью обогащения до 3,5 процента, а также 43,6 килограмма со степенью обогащения до 20 процентов.
По этой причине, считает Манжан, не остается другого выбора, как продолжать стратегию, основанную на двойном подходе: применение санкций и продолжение диалога с Ираном.
"Санкции не являются конечной целью. Мы хотим вести настоящий диалог между Ираном и "шестеркой" и достичь успешного разрешения сложившегося кризиса, - сказала она. - Мы не отрицаем право Ирана на мирное использование ядерной энергии, при условии соблюдения им взятых на себя обязательств по нераспространению ядерного оружия и исключительно мирных целей ядерных разработок".
Каким будет следующий шаг Ирана?
Необходимость обогащения урана до 20 процентов в Иране в долгосрочной перспективе под предлогом производства медицинских изотопов вызывает вопросы, так как Исламская республика отказывается от более эффективных и материально не таких затратных предложений других стран, полагает Манжан.
"Иран недавно объявил о том, что он построит четыре-пять новых исследовательских реакторов, и поэтому нацелен на обогащение урана до 20 процентов на долгосрочной основе, - сказала она. - Каким будет следующий шаг? Решение производить топливо, обогащенное до 90 процентов, которое более эффективно при производстве медицинских изотопов?"
В конце ноября 2010 года бывший глава Организации по ядерной энергии ИРИ Али Акбар Салехи сообщил, что в Иране могут производить в среднем до трех килограммов высокообогащенного топлива в месяц.
В апреле 2011 года руководитель Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси объявил о том, что Иран будет наращивать темпы обогащения урана до 20 процентов, чтобы в ближайшие несколько лет построить еще "четыре или пять" исследовательских реакторов, вырабатывающих медицинские изотопы.
Чистота урана в естественном виде составляет 0,7 процента, обогащение позволяет повысить чистоту с помощью очистки урана. Если повышать его состав до 3 или 5 процентов, то получается НОУ, используемый в качестве топлива для атомных электростанций. Повторение процесса обогащения приводит к получению урана с более высокой степенью чистоты. Оружейный уран должен иметь 90-процентную чистоту.
По словам Манжан, такая позиция Тегерана непонятна, учитывая, что эта страна даже не пыталась приобрести медицинские изотопы на рынке для своей программы по лечению онкологических заболеваний.
"Некоторое время назад возник вопрос о потенциальной нехватке радиоизотопов для медицинских целей, но международному сообществу удалось решить эту проблему, - сказала она. - Сегодня изотопы производятся и беспрепятственно поставляются по всему миру, даже те, у которых короткий срок жизни".
Радиоизотопы используются в медицине для диагностики многих заболеваний, в том числе и онкологических. Существуют 27 радиоизотопов, производимых посредством ядерных реакторов, "полужизнь" (half-live time) некоторых из них меньше двух дней.
В феврале Иран заявил о начале производства четырех видов новых радиоактивных лекарств. На сегодня в Иране выпускается 11 видов радиоактивных лекарств.
С технической точки зрения, считает Манжан, Иран, который является передовой страной, способен производить топливные элементы, в том числе топливные стержни.
Но без экспертной оценки первоначального поставщика топлива и без соответствующих технологий производителей топлива, которые тестируют поведение материалов в активной зоне реакторов в течение многих лет, Иран столкнется с множеством технических сложностей, добавила она.
"Это и является причиной, почему отказ Ирана рассмотреть справедливое и прагматичное предложение МАГАТЭ, сделанное Тегерану в октябре 2009 года, по решению проблемы недостатка топлива для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР) вызывает много вопросов относительно истинных намерений ИРИ", - сказала Манжан.
"Поэтому как квалифицировать эти топливные элементы? Как гарантировать, что технические вопросы не приведут к еще большей обеспокоенности безопасностью?",- сказала она.
В октябре 2009 года был предложен план, согласно которому при посредничестве МАГАТЭ низкообогащенный (3,5 процента) уран, наработанный на предприятии в Натанзе, должен был быть экспортирован в Россию для дообогащения почти до 20 процентов. Затем обогащенный уран планировалось отправить во Францию для изготовления топливных стержней для ТИР, который в свое время возводили по французской технологии. Обратно Тегеран получил бы уже готовое топливо для реактора, которое нельзя использовать для создания атомной бомбы.
Однако Тегеран заявил, что готов купить более высокообогащенный уран или обменять со своими запасами при условии, если обмен состоится синхронно и на иранской территории.
В январе 2011 года Салехи объявил, что Иран способен самостоятельно производить топливные стержни и пластины для своего исследовательского ядерного реактора в Тегеране. Он добавил, что завод по выпуску пластин построен в Исфахане.
Топливный стержень является контейнером цилиндрической формы, содержащий расщепляемые материалы, которые размещают в активной зоне атомного реактора.