...

Последнее интервью Алены Бондарчук: "Тихий Дон", развод, открытки отца…

Интервью Материалы 9 ноября 2009 14:15 (UTC +04:00)
Сестра Федора Бондарчука и мама Кости Крюкова известная актриса Алена Бондарчук скончалась от рака.
Последнее интервью Алены Бондарчук: "Тихий Дон", развод, открытки отца…

Сестра Федора Бондарчука и мама Кости Крюкова известная актриса Алена Бондарчук скончалась от рака, сообщает kp.ru.

Печальное событие случилось 7 ноября в одной из московских клиник. Директор Федора Бондарчука Анастасия Калинина подтвердила "Русской службе новостей" это сообщение, добавив, что у Алены было тяжелое онкологическое заболевание. Актриса прошла курс химиотерапии. Также ее лечили в одной из израильских клиник, но, к сожалению, безрезультатно. Врачи лишь разводили руками - болезнь не удавалось остановить... Месяц назад Алену Сергеевну привезли в Москву. Федор Бондарчук узнал о трагедии, находясь на съемках фильма "Пирамида". И сразу же принял решение отменить съемки.

Алена считала, что лучшей ее ролью была Наталья в "Тихом Доне". Также рассказывала, что Федор Бондарчук планировал снять ее в своем "Обитаемом острове" - мол, есть у меня роль на твой революционный характер. Но что-то не срослось.

Актриса, к сожалению, примерно на 10 лет выпала из обоймы российского кинематографа. Со своим супругом преподавателем филофосии Виталием Крюковым и маленьким сыном Костей уехала в Швейцарию. Потом вернулась в Россию, развелась, снова вышла замуж.

Алена Бондарчук - дочь Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Ее сын - актер Константин Крюков, известный по фильмам "9 рота", "Жара" и т. д.

Алена запомнилась зрителям по своим работам в фильмах "Тихий Дон", "Борис Годунов" и "Я остаюсь", а также в сериалах "Бедная Настя" и "Дорогая Маша Березина". На протяжении десяти лет оставалась одной из ведущих актрис МХАТ имени Горького. Ей было всего 47 лет.

Представляем читателям одно из последних интервью Алены Бондарчук, опубликованное на www.mk.ru 6 июня 2007 года.

"Она долгое время была в тени своего суперактивного брата. Но после выхода "Тихого Дона" о ней заговорили. Все сразу вдруг вспомнили, что кроме Натальи и Федора у Сергея Бондарчука есть еще и дочь Алена, которая, между прочим, актриса, и актриса неплохая. Алена Бондарчук считает, что Наталья в "Тихом Доне" - это роль, которую она ждала всю свою жизнь.

- Алена, говорят, что вы долгое время находились в тени вашего брата Федора Бондарчука. Нет желания из нее выйти?

- У каждого из нас своя судьба. Моя жизнь и работа сложились по-своему. В какой-то момент думала, что вообще не смогу вернуться в профессию. Я много времени уделяла своей семье.

- Но вам нравится, как сложилась ваша карьера?

- В театре я сыграла много интересных ролей, а в кино, пожалуй, Наталья в "Тихом Доне" - моя лучшая роль. Актер - профессия зависимая. К сожалению, я завишу от предложений... Сейчас я играю в театре "Империя звезд". Комедия "Оскар" и "Трамвай желаний" - последние мои работы.

- Федор Бондарчук сейчас снимает фильм по фантастике Стругацких. Для вас там нашлась роль?

- Как-то Федя сказал: "На твой революционный характер у меня есть роль одной революционерки..." Но потом предложил роль другой актрисе.

- Вам не обидно?

- Обидно. Мне бы хотелось поработать вместе. Но я уважаю выбор брата. И в его картине все такие страшные. Может, он просто не хотел меня уродовать? Сейчас я увлечена "Трамваем желаний". Тема трудная, глубокая драматургия. Говорили, что зритель не пойдет, но все опасения оказались напрасны. Каждый вечер зал набит битком, а после спектакля женщины со слезами на глазах несут мне шоколадки...

- Вы любите шоколад?

- Нет. Но они все рано несут не цветы, а шоколадки. Часто с вареньевой начинкой, что я особенно не люблю. Женщинам так жалко мою героиню, что им хочется сделать мне что-нибудь приятное. Мужчины сочувствующе смотрят на все это, но жены их быстро затыкают. Это настолько трогательно выглядит, что я не могу отказаться от этих шоколадок. А один раз мне ананас подарили!

- А куда вы отправляете все эти продукты?

- Поначалу я их привозила домой, не хотела кому-то передаривать. Одна актриса, увидев, что я после спектакля отдаю цветы, сказала: "Не отдавай! Это плохая примета. Цветы - это твой успех. Ты отдаешь свой успех!" И я перестала отдавать... А шоколадок потом стало так много, что я их начала раздавать нашим костюмерам.

- Не так давно вся пресса обсуждала "Тихий Дон" Сергея Бондарчука, где вы снялись в одной из ролей. О чем вы подумали, когда узнали, что "Тихий Дон" в России? Кто вам об этом сообщил?

- В тот день я была дома. Мне позвонил Федор и сказал: "Тихий Дон" в Москве. Кто будет звонить маме?" Я ответила: "Ты". Это было так неожиданно! Я очень обрадовалась! Подумала: "Рукописи не горят. У каждого события есть свой час. Наверное, где-то сверху было решено, что именно в это время все должно произойти".

- Вы сами испугались маме звонить?

- Это было нелегко. Тринадцать лет работы, писем, разговоров, обращения к адвокатам. За месяц до смерти отец уже не мог слышать об этом. Он так и сказал: "Вопрос о "Тихом Доне" закрыт!" Да и мы за тринадцать лет устали биться, подумали: "Как будет - так и будет". И вот в этот момент, когда, кроме надежды, ничего уже не оставалось, - такой неожиданный поворот событий.

- Что вы ждали от показа фильма и оправдались ли ваши ожидания?

- Мы, конечно, не ожидали такого недоброго приема. И я очень благодарна и маме, и Федору, что мы достойно выдержали этот удар. Главное, что фильм есть! Думаю, пройдет время - и люди забудут свое озлобление по поводу ориентации Руперта Эверетта и неприкрытых волос Аксиньи, тогда они посмотрят эту картину по-другому. Возвращение "Тихого Дона" мы отметили у меня дома, в тесном семейном кругу.

- Федор в одном из интервью сказал: "Я до сих пор для себя не ответил на вопрос, почему отец несколько десятков лет хотел снимать "Тихий Дон"..."

- Сергея Федоровича часто спрашивали: "Почему вы никогда не снимаете фильмы на темы сегодняшнего дня?" Это происходило потому, что его всегда интересовали вечные вопросы: кто мы такие, откуда и куда идем... А размышления на эту тему есть только в великой литературе. Еще Лев Толстой говорил, что настоящему писателю нужно в своих произведениях поднимать те вопросы, которые будут волновать людей вне времени и пространства. "Тихий Дон" Шолохова - это эпопея, это судьба народная, это то произведение, которое отвечает на вечные вопросы.

- Как-то вы сказали, что все слова и поступки людей вы меряете по отцу. Как это выражается в повседневной жизни?

- Я имела в виду свои роли и свою работу как актрисы. Когда мне присылают какой-нибудь сценарий, я спрашиваю себя: "А что бы сказал по этому поводу отец? Дал бы на это свое благословение или нет?" В свое время после окончания театрального института я показывала Сергею Федоровичу поступившие предложения, а он говорил: "Не надо. Это не интересно". Он считал, что актера делает роль, и ее нужно дождаться. Я ему говорила: "Пап, пока я буду дожидаться своей роли - все время может пройти". А он свое: "Подожди, материал нужно отбирать".

- А сейчас вы самостоятельно принимаете решение или с братом советуетесь?

- С Федором я всегда советуюсь. Но он мне говорит: "Соглашайся! Ты посмотри, с чего я начинал! В каком ужасе я снимался!"

- Ваши дома с Федором стоят рядом. Как так получилось?

- Когда мы думали, как лучше переделать наш дом, то мама сказала: "Я хочу все оставить так, как было при отце". На что Федя, в свою очередь, сказал: "Ну и замечательно. А я рядом построю свой дом". Вот так я и осталась жить в доме-музее Станиславского (его так Федя называет). Потом, конечно, я его надстраивала, увеличивала.

- А где ваша мама Ирина Константиновна живет?

- То у меня, то у Феди, а то у себя в московской квартире. Мама очень занятой человек, общественный деятель. Она много снимается в сериалах, картинах, добилась того, чтобы поставили памятник Сергею Федоровичу на его родине... Мы с Федей постоянно говорим ей: "Мам, может, ты отдохнешь и поедешь в санаторий?" "Хорошо. Это моя последняя картина", - произносит она со скорбным лицом до появления следующего сценария. (Смеется.)

- В 80-е вы снялись в нескольких фильмах, а потом вернулись на экран спустя почти 10 лет. Чем вы все эти 10 лет занимались?

- Я жила вместе с мужем и сыном в Швейцарии. Занималась домом, много читала, размышляла, ездила на съемки "Тихого Дона"... Поначалу мне все это нравилось, а потом стало тяжело, захотелось что-то сделать и для себя. Я взяла Костю и уехала с ним в Москву (муж приехал за нами через какое-то время). Сына пришлось отдать в немецкую школу, так как он не умел писать по-русски... Сейчас я на всякий случай спрашиваю Костю: "Ты бы хотел жить там?" И он отвечает: "Нет". Три года назад я вновь вышла замуж. Мой муж творческий человек из близкой мне сферы. У меня все замечательно. Но и когда я была одна, тоже не очень переживала. После развода у меня появилась свобода, и мне было интересно в ней существовать. Я могла купить билет и куда-нибудь полететь, что-то посмотреть, я вновь была актрисой, а не только Костиной мамой...

- Какие советы вы могли бы дать женщинам, которые развелись?

- После развода жизнь не заканчивается! Не бойтесь жить, не чувствуйте себя убогими или обделенными. Если ты одна, то это не значит, что в тебе что-то не так. Я заметила, когда ты одна и вдруг появляешься в обществе замужних пар, то многие женщины начинают с неприязнью к тебе относиться. Они видят в тебе некую опасность. Сейчас я тоже замужем, но никогда не осуждаю одиноких женщин. Лучше быть в какой-то момент одной, чем с мужчиной, который тебя подавляет, не дает тебе развиваться.

- Скажите, при таком отце, как ваш, трудно найти себе любимого мужчину?

- Конечно. Когда ты видишь перед собой очень мощную личность, настоящего мужчину, то существует опасность сравнения. Важно понять, что отец - это отец, что все люди разные и искать мужа и отца в одном лице - занятие бесперспективное. Мой муж не похож на моего отца, в чем-то он даже полная его противоположность. Мне в нем интересны совершенно другие вещи.

- В начальных титрах "Тихого Дона" вы записаны как Алена Бондарчук, а в конечных - как Елена. Как правильно?

- Отец хотел назвать меня Олесей, но мама и бабушка настояли на Елене. Но Елена - совершенно не мое имя. Я терпеть не могу, когда меня зовут Леной. В какой-то момент я даже сказала: "Все! Я - Алена! Могу и паспорт переделать".

- В прошлом году вы говорили, что женитьба в планы вашего сына не входит. И вдруг через несколько месяцев сыграли свадьбу. Вы удивились, когда Костя сообщил вам о женитьбе?

- Мне слегка поплохело. Я сразу представила, что Кости со мною нет, что утром я не готовлю ему завтрак и что я отпускаю его куда-то далеко-далеко... Но, пожив один месяц отдельно, молодые переехали ко мне. Сейчас у нас опять большая шумная семья, чему я безумно рада.

- Вы скоро станете бабушкой. Как к слову "бабушка" относитесь?

- Помню, мама как-то сказала: "Я не бабушка! Я Ириша!" Вот мы все и называем ее Иришей. А я, если стану бабушкой, то я - бабушка. К слову "бабушка" я замечательно отношусь, у меня по этому поводу нет никаких комплексов. Я знаю примеры очень молодых, спортивных и красивых бабушек, которым только в кайф от того, что у них такие внуки и внучки.

- Выходит, старости вы не боитесь?

- Боюсь, но я на этом не зацикливаюсь. Красота в определенном возрасте - это труд. Если ты хочешь хорошо выглядеть - нужно поддерживать себя в форме. Я хожу в тренажерный зал, в бассейн, в баню, делаю массаж, практически не пью спиртное, не ем тортики, масло и жирное мясо... Стараюсь следить за своими мыслями и радоваться жизни. Ведь чем злее человек, тем он хуже выглядит. Я в этом убеждена!

В 2006 году Алена Бондарчук сыграла в эпохальном фильме "Тихий Дон" роль казачки Натальи и в интервью www.zhizn.ru актриса призналась, что отец мечтал, чтобы эту роль сыграла именно его дочь.

- Папа прекрасно понимал, что мне очень близок ее характер. В ней одновременно сочетаются гордость и скромность, страсть и спокойствие. А еще она очень верный человек. В этом любовном треугольнике нельзя занимать чью-либо сторону. Можно понять и Аксинью, и Наталью... Играть на английском языке мне было легко, ведь мы вместе с братом учились в специализированной школе...

Бондарчук был режиссером требовательным до крайности: на площадке ничто не должно было отвлекать от съемочного процесса.

- Для меня, как для дочери, не было никогда никаких поблажек, - признается Алена. - Отец был жестким режиссером, иногда даже жестоким. Мне было даже труднее, чем обычным актерам. Ведь постоянно приходилось оправдывать его доверие... Порой я робела перед ним. К примеру, в кабинет или спальню родителей нам, детям, нельзя было входить без стука. Папа всегда был в работе. Он даже не знал, в какой школе мы учимся, путал, в каком классе. Одно время мы с Федором сильно обиделись, когда папа сказал: "Для меня важна работа, а не дети". Но и любимчиков среди детей у него не было...

Несмотря на свою внешнюю суровость и требовательность, в душе Сергей Бондарчук был очень ранимым, внимательным и горазд на выдумки:

- На дни рождения и Новый год папа рисовал нам открытки. Однажды подарил кофту и сказал, что сам ее связал, но позже я увидела на ней этикетку и удивилась, как же так можно обманывать. А он в ответ: "Ну я бы очень хотел связать!" Однажды сам сшил на машинке шелковое платье с розой для одного из домашних выступлений. Представляете, какое это было платье?! Но одеть его нужно было обязательно... Ему никогда не было скучно - на даче он вырезал по дереву, рисовал, все время что-то изучал...

Лента

Лента новостей