БАКУ /Trend/ — Согласование двух подпунктов статьи 6 Парижского соглашения о климате от 2015 года является одной из самых важных и сложных тем обсуждения предстоящей COP29 и касается торговли сокращенными выбросами парниковых газов (то есть углеродными квотами) и реализации климатических проектов, одобренных надзорным органом Рамочной Конвенции ООН по изменению климата — РКИК ООН.
Об этом эксклюзивно Trend сказал президент COP29, министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев.
"Принятие статьи 6 Парижского соглашения о климате — предмет многочисленных переговоров предыдущих COP и предстоящей COP29 в Баку. Часть вопросов согласована, часть — нет. Если страны смогут придти к согласию по статье 6, включающей важнейшие подпункты 6.2, 6.4 и 6.8, то это будет очень важным решением на COP29", — сказал он.
М.Бабаев добавил, что наибольшие споры вызывают подпункты 6.2 и 6.4.
Отметим, что в статье 6 Парижского соглашения о климате 2015 года написано: "Стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов (в сокращение выбросов парниковых газов), с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности своих действий по предотвращению изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности".
Статья 6 фактически определяет три механизма (подпункты 6.2, 6.4 и 6.8), стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов.
"Это - учет и торговля результатами сокращений выбросов между странами ООН (то есть углеродными квотами — статья 6.2), реализация климатических проектов в соответствии с централизованным механизмом ООН для торговли углеродными квотами (статья 6.4, регистрация проектов в специальном надзорном органе Рамочной Конвенции ООН по изменению климата — РКИК ООН) и так называемые нерыночные подходы к смягчению последствий изменения климата и соответствующей адаптации экономик (статья 6.8)", — пояснил М.Бабаев.
До сих пор правила применения статьи 6 в подпунктах 6.2 и 6.4 не согласованы, а по статье 6.8 уже есть готовый документ.
Отметим, что углеродные квоты — это фактически учет того, как та или иная страна (компания) за счет технологий или других способов смогла сократить выбросы определенных объемов (в килограммах или тоннах) парниковых газов в ходе тех или иных производственных операций.
То есть у углеродных квот есть определенные цифровые показатели, и такие квоты могут продаваться стороной, которая смогла выполнить или перевыполнить обязательство по сокращению эмиссии парниковых газов, другой стороне, которая не смогла выполнить обязательства по снижению эмиссии парниковых газов. Углеродные квоты, при согласовании статьи 6 Парижского соглашения о климате, смогут покупать страны, компании и даже частные лица.
Среди сохраняющихся противоречий в позициях стран-участниц переговорного процесса по подпунктам 6.2 и 6.4— риск двойного учета результатов проектной деятельности в отношении выбросов парниковых газов и ряд нюансов переноса или продажи неиспользованных углеродных единиц (квот).
"Детальные дискуссии по статье 6 Парижского соглашения о климате ведутся с периода COP26 (проводилась в Глазго в 2021 году). И прогресс будет иметь глобальное значение", — отметил М,Бабаев.
Напомним, что в ноябре этого года в Азербайджане пройдет 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29). Решение об этом было принято на пленарном заседании COP28, состоявшемся в Дубае 11 декабря прошлого года. В течение двух недель Баку, став центром мира, примет около 70-80 тысяч иностранных гостей.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата – это соглашение, подписанное на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года с целью предотвращения опасного вмешательства человека в климатическую систему. Аббревиатура COP (Conference of Parties) означает "Конференция сторон", которая является высшим законодательным органом, контролирующим реализацию Рамочной конвенции об изменении климата.
Сторонами конвенции являются 198 стран. Если у сторон нет иного решения, COP проводится ежегодно. Первое мероприятие COP состоялось в марте 1995 года в Берлине, а ее секретариат находится в Бонне.
