...

Последнее интервью Олега Янковского в Баку

Интервью Материалы 21 мая 2009 11:30 (UTC +04:00)
Последнее интервью Олега Янковского в Баку

Азербайджан, Баку, 21 мая /корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде/

Последнее интервью Олег Янковский в Баку дал в апреле 2005 года, когда приезжал в столицу Азербайджана на гастроли с театром "Ленком" с постановкой "Тоut рауе, или Все оплачено". Предлагаем читателям Trend Life интервью с безвременно ушедшим великим артистом...

Репетиция театра "Ленком" во Дворце имени Гейдара Алиева шла на протяжении целого часа. Олег Иванович Янковский на правах режиссера руководил всем этим процессом. Правда, было заметно, что управлять такими актерами, как Инна Чурикова и Александр Збруев, не так-то просто даже Янковскому. Наблюдать за этими людьми было одно удовольствие. Олега Янковского я "поймал" уже после репетиции, у входа в лифт. Кумир очень многих поколений мирно беседовал со своим администратором. На интервью он согласился незамедлительно, улыбнувшись своей знаменитой обворожительной улыбкой. Набив табаком трубку, он был готов отвечать на вопросы...

- Олег Иванович, как бы вы могли сами охарактеризовать образ Александра Амилькарда? Какой это человек, на ваш взгляд?

- Ну не знаю, как его охарактеризовать одним словом, но точно не отрицательный. Вы знаете, смот-реть спектакль буквально, конечно, надо, но необходимо также и понимать, что бывают какие-то метафоры, образы. Я не думаю, что именно таким способом нужно создавать себе семью, искать друзей и боро-ться с одиночеством. Мы боролись с тем, что предложил Ив Жаммиак (автор пьесы - авт.) в конце, когда главный герой кончает жизнь самоубийством. Очень не хотелось, чтобы все было так трагично. Потому что сегодня далеко не каждый имеет друзей и живет в одиночестве. Поэтому каждый второй в зале понимает, что и он мог бы оказаться в такой ситуации. Тут одним словом не ответишь, но то, что в нем много хорошего, это, безусловно. То, что Жаммиаку пришла идея именно такая: создать семью, круг друзей и тем самым почувствовать себя не одиноким, потому что жизнь многие годы была несправедлива с глав-ным героем.

Извините, что я так многословен, но думаю, по-другому на вопрос никак не ответишь. В нем ихороше-го много, и есть плохое, как в человеке, решившемся на такой шаг. Я бы не хотел именно таким способом рекламировать борьбу с одиночеством.

- Главного героя Александра предали, имеино поэтому он пришел к такой жизни. А вас так предавали?

- Все было. Да, естественно, жизнь, а тем более мир искусства, не простые. А тут и собственное становление. Наши взаимоотношения порой строятся на зависти и тщеславии. Но, по большому счету, так, как Александра, меня не предавали.

- А если бы это случилось, вы бы поступили, как он?

- Не знаю, не думаю.

- В сравнении с прошлыми годами, вы сейчас стали меньше сниматься в кино?

- Ну, конечно, сейчас просто не снимают такое количество картин, как в советские годы. В СССР ежегодно снималось сто сорок картин для большого экрана. И материал, самое главное, был качественнее, чем сейчас. Да, безусловно, было и немало плохого, но все-таки материал был другой. Все потому, авторы тогда писали не по заказу, а потому, что хотелось по этому поводу высказаться, переболеть, исповедоваться. Именно поэтому в 60-70-е годы, когда я начал играть на сцене, сниматься в кино, было много каких-то серьезных открытий. Что касается постперестроечного периода, то, конечно, тогда все рухнуло, и сейчас все это поправляется, но это идет медленно.

Появляется хорошая литература, но медленно. Естественно, хотелось бы какого-нибудь опережения. Поэтому я сейчас меньше снимаюсь. Дело не в том, что я сейчас не востребован, а просто не хочется разменивать свое имя, которое создавалось хорошими ролями, интересным материалом, с которым мне что-то удалось сделать. Но, допустим, картина "Любовник" - горжусь. Сейчас снимается "Доктор Живаго" Пастернака, я играю роль Комаровского. Надеюсь, что все-таки будет закончена картина "Анна Каренина". Там у меня роль Каренина. Постепенно все становится на круги своя. Конечно, маловато современных фильмов, где бы я работал.

- Но вам там хотелось бы сниматься?

- В современных картинах всегда хочется сниматься. Потому что они ближе людям. Я помню фильм "Полеты во сне и наяву". Эта работа буквально выстрелила такой общей болью и авторов, и сидящих в зрительном зале. Я получал письма, что, мол, эта картина про меня. Эта, так сказать, наша общая авторская боль опрокинулась и на зрителя. "Полеты во сне и наяву" имел большой успех и у среднего поколения, и у моего поколения, и, что самое смешное, у молодежи. Писали ведь молодые ребята, что, вот, вроде бы я только начал жизнь, а у меня уже такой наворот, что мне хочется, как вашему герою Макарову, залезть в стог сена. Вот таких фильмов сейчас мало.

Хотя вот на другом витке времени - мой сын Филипп Янковский, который сейчас блистательно снял фильм "Статский советник" по роману Бориса Акунина, и недавно была премьера в Москве и Санкт-Петербурге. Картина сейчас начинает жизнь. А два года назад, если вы помните, он снял фильм "В движении". Очень талантливая картина про ваше поколение про загнанного человека в наших условиях рынка, цинизма, предательства.

- Вы однажды сказали, что главное ваше достижение - это семья. А кино, театр?

- Вы знаете, семья важна, думаю, для каждого человека, это не обсуждается. Я не могу разделять это.

- А если у вас отнять все остальное?

- Наверное, тогда я был бы нес-частлив в другом. Скажем, если бы я не имел того, что имею в своей профессии, то, наверное, был бы несчастлив.

(Слышен громкий выстрел из пистолета, реквизита спектакля "Тоut рауе, или Все оплачено"). Кто-то застрелился (обворожительно улыбается)...

Лента

Лента новостей