В Михайловском театре Санкт-Петербурга прошел юбилейный вечер Елены ОБРАЗЦОВОЙ, посвященный ее 70-летию.
Елена Васильевна - не только примадонна мировой оперной сцены, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, орденоносец, но и чрезвычайно энергичная, веселая и красивая женщина. Вот и концерт, названный "Образцовая жизнь", меньше всего походил на скучные юбилейные представления. Поздравить примадонну пришли выдающиеся артисты и музыканты: Юрий Башмет, Денис Мацуев, Фарух Рузиматов, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава, Сергей Стадлер, Динара Алиева, Лариса Долина, Валерия, Игорь Бутман.
Накануне юбилея любимая артистка ответила на вопросы нашего питерского корреспондента.
- Елена Васильевна, меньше всего вы напоминаете уставшего от жизни юбиляра, чьи золотые дни остались в прошлом... Все делаете с улыбкой, живете в привычном ритме, гастрольный график расписан на год вперед, новые проекты сыпятся как из рога изобилия...
- Я люблю жизнь во всех ее позитивных проявлениях. Верю в Господа с пяти лет, когда бабушка в блокадном Ленинграде привела меня в церковь. Люблю своих близких, дочь, внуков. Люблю сцену, творчество, друзей, коллег, поклонников. Люблю быть дома и в то же время ездить по белу свету. В такой атмосфере скучать, брюзжать себе дороже.
- Вы нередко говорите, что болезни и травмы Господь посылает нам в наказание...
- Жизнь убедила меня в этом... В свое время на новеньком, подаренном японском велосипеде, не разобравшись толком, где тормоза, я врезалась на полном ходу в асфальт, да так, что у меня не просто искры из глаз посыпались, а на левом отслоилась сетчатка. Сделали операцию, но толку не было, и я несколько лет жила "на ощупь": нот не видела и по грибы перестала ходить. Только великий испанский доктор, профессор Баракер смог меня спасти, сделав еще две операции...
Конечно же, травмы и болезни посылает нам Господь в наказание. Значит, тогда я в чем-то провинилась... В Большом театре и в Михай-ловском я исполняю партию старухи-графини в "Пиковой даме". Поэтому уверена: старость одолевает человека в тот момент, когда он постоянно об этом думает, переставая удивляться и восхищаться жизнью.
- А нынешний кризис тоже послан нам в испытание? Кстати, несмотря на него, вы затеяли в Петербурге масштабный проект "Елена Образцова представляет мировые оперные театры в Константиновском дворце".
- Стараюсь быть реалисткой и не отношусь к тем людям, которые ждут от кризиса чего-то положительного. Оперное искусство всегда требовало солидных финансовых вливаний, субсидий, спонсоров. Поэтому сейчас многие интересные проекты в мире оперы рухнули или приостановлены. Но мы пытаемся что-то сделать. Вот затеяли совместный проект с Константиновским дворцом, где уже выступила выдающаяся звезда "Ла Скала", блистательное сопрано Фьоренца Чедолинс. Грядет серия музыкальных вечеров, где я представлю солистов театров "Ла Скала", "Гранд-опера", "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера" и других. Начав с визитов звезд, я хочу, чтобы зрители потянулись во дворец.
- Елена Васильевна, ваша любовь к братьям меньшим поразительна. На гастроли вы постоянно ездите со своими собачками, а в Петербурге, встречая звезду "Ла Скала" Фьоренцу Чедолинс, пришли с новым любимцем - крошечным белым карликовым пуделем...
- Мишелю всего полгода. Это сын моей Мюзетты. У нее родилось четверо щенков, и самого маленького (он родился весом 110 граммов) мы решили оставить у себя. У нас теперь четыре пуделя! Кроме Мишеля, двухлетняя Мюзетта и шестилетняя Кармен, бабушка Мишеля. А самой старшей моей любимице уже шестнадцать. Был у нас и кот Сережка - красавец, с голубыми глазами, которого мне в переходе на Невском подарили, но год назад его украли... Была еще и ворона... С моей красавицей Кармен мы не только проехали полсвета, но и вместе с Пласидо Доминго на сцену в "Пиковой даме" выходили. Ей тогда выписали пропуск: "Кармен Образцова, артистка", а у меня просто: "Елена Образцова". И по контракту Кармен выдавали гонорар: сто граммов мяса за спектакль... С Фьоренцей Чедолинс мы быстро нашли общий язык еще и потому, что родственные души не только в любви к опере, но у нее также три кошки и одна собака. Все они подобраны на улице и теперь гордо носят оперные имена: Аида, Элизабет...
- Вы умеете дружить?
- В том, что я стала такой, какая есть, огромная заслуга моих старших коллег. Я всегда ценила дружбу и многому училась у людей, с которыми меня сводила судьба.
- Вы были задеты тем, что написала о вас Вишневская в своей книге "Галина"?
- Обиделась, конечно, была огорчена, потому что очень любила ее как человека. Не сразу поняла, что даже большие мастера бывают не чужды тривиальной актерской зависти. Но я давно простила Вишневскую...
- В отличие от большинства звезд, вы не скрываете, что прибегаете к услугам пластических хирургов...
- Скажу так: слежу, чтобы лицо было без морщин. Мне помогал доктор Пухов, академик из Челябинска. Просто гениальный врач, многих звезд "омолаживает". Кто-то держит в тайне, что сделал "пластику", утверждает, что помолодел благодаря "маскам из сметаны". По-моему, это глупо. Я же ничего не скрываю.
- Бывали в вашей жизни черные периоды?
- Я очень плохо пела, когда разводилась со своим первым мужем. Он ведь замечательный человек, умница. Несмотря на то, что я уже не любила Альгиса (Альгиса Жюрайтиса - дирижера Большого театра. - Прим. авт.), для меня было трагедией уйти из семьи.
А много лет спустя случился более ужасающий момент - Альгис ушел из жизни. Я всегда говорила, что выход на сцену - это не работа, а счастье, радость. Но весь первый год жизни без Альгиса был для меня именно работой, насилием над собой. Несколько лет назад ко мне в квартиру влезли воры. Плюс обокрали дачу, угнали машину, я сломала руку во время спектакля в Мариинке... Дальше - больше: муж тяжело заболел... Все одно к одному. Куда уж хуже! Но даже тогда я говорила: "Спасибо, что только это, потому что может быть еще хуже".
- Елена Васильевна, а что нового происходит в Культурном центре Образцовой?
- 20 мая в Большом зале Санкт-Петербургской академической фи-лармонии прошел масштабный концерт памяти Муслима Магомаева "Песни, ставшие легендой" при поддержке Представительства Фонда Гейдара Алиева в России. Лучшие песни моего любимого Муслима звучали в исполнении молодых голосов и Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга. На знаменитой сцене выступили Методие Бужор, Динара Алиева, Владимир Целебровский, Ольга Сема. Я же спела "Колыбельную" Матвея Блантера, "Что так сердце, что так сердце растревожено" Тихона Хренникова, "За высокими горами" Матвея Блантера, "Одинокую гармонь" Бориса Мокроусова. Ну и, конечно, спела "Нежность" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, "Кони-звери" Блантера и Сельвинского - самые известные вещи Муслима.
- Ваш центр активно помогает молодым талантам. Проводит мастер-классы, творческие школы вокального мастерства, конкурсы молодых, предлагает абонементы...
- А это все звенья одной цепи. В минувшем сезоне мы сделали абонемент из концертов лауреатов Международного конкурса молодых оперных певцов 2001-2007 годов. Звучали арии, романсы русских и зарубежных композиторов в исполнении Екатерины Садовниковой, Оксаны Крамаревой, Ме-тодие Бужора, Виталия Билого. В сентябре стартует новый абонемент на 2009-2010 годы, в нем заявлены: Динара Алиева, Юлия Лежнева, Александр Стрюк, Александр Цымбалюк.
- А когда же грядет Седьмой Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой?
- Совсем скоро! Стартуем 16 августа в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга. Надеюсь, и на этот раз удастся открыть новые голоса. Когда я делала первые шаги в искусстве, мне помогали добрые и мудрые люди. Теперь настал мой черед помогать молодым.
Источник: www.tribuna.ru