...

Казахстан хочет жестче работать с инвесторами в нефтяной отрасли

Казахстан Материалы 6 февраля 2007 12:35 (UTC +04:00)

15 января президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поправки в два закона "О недрах и недропользовании" и "О нефти". Поправки вводят новые подходы в отношении казахстанского содержания в контрактах на недропользование. Одним из разработчиков поправок вместе с министерством энергетики и минеральных ресурсов выступило АО "Казахстанское контрактное агентство".
Эксклюзивное интервью собкора
Trend в Астане с президентом АО Тимуром Аубакировым:

- Каковы задачи вашего агентства, созданного 4 м года назад, но лишь реально, по мнению экспертов, заработало последние полтора года?

- Сегодня в Казахстане рынок товаров и услуг в недропользовании огромен. Он составляет $10 млрд в год. А, когда начнется массовая добыча нефти, то к 2015 году, этот показатель достигнет $100 млрд. Процент казахстанского содержания в нефтяных проектах за последний год составляет чуть более 10%. Наша задача - довести эту цифру хотя бы до 50%.

Наше агентство является рабочим органом Министерства. Второй акционер - "КазМунайГаз". Агентство создано для того, чтобы помочь нашим отечественным производителям выйти на сервисный рынок недропользователей. Мы будем осуществлять анализ рынка товаров, которые приобретают недропользователи. Затем предоставлять эту информацию в министерство энергетики и министерство индустрии, чтобы они могли понять, насколько добросовестно недропользователи, например, нефтяные компании, относятся к исполнению своих контрактных обязательств.

Но главная наша функция - это информационная помощь нашим производителям. Мы должны сориентировать их на выпуск той продукции, которая будет максимально востребована на сервисном рынке недропользования.

То есть мы должны предоставить информацию, какие товары и услуги нужно оказывать, какую часть в деньгах они будут составлять в том или ином проекте, чтобы наши производители могли сориентироваться, стоит ли им инвестировать в развитие производства того или иного товара или на внедрение новых технологий, или не стоит.

- А где и как они смогут получить информацию?

- Сейчас нашим агентством, совместно с Министерством индустрии и правительством формируется реестр товаров и услуг всех недропользователей республики. Это будет электронный портал, который будет интегрирован с электронным правительством, куда будут иметь доступ все недропользователи и отечественные производители. Они смогут не только получать информацию о тех или иных товарах, но смогут обмениваться информацией, осуществлять приобретение товаров в электронном виде, если это их устраивает, и информировать о предстоящих тендерах, то есть производителю не надо будет, куда то бежать и узнавать о торгах, например, в ТШО. Он все сможет получить здесь, а также сможет оставлять в портале информацию о своих товарах.

- И когда появится такой портал?

- Он будет запущена в первом полугодии. Сейчас завершающая стадия его разработки. Первая очередь портала будет содержать обширную базу данных, которые помогут определить группу товаров, необходимых для производства в стране. Правительство будет стимулировать банки на поддержку тех производств, которые будут выпускать эти товары.

- Одно дело делать закон, другое - как его реализовать? Каким образом будут вестись расчеты казахстанского содержания?

- Когда мы занялись изучением этого вопроса, то обнаружили, что у всех компаний разные методики. У Шелл одна, у Аджипа - другая, у КазМунайГаза- третья. А когда взялись за анализ отчетов по казахстанскому содержанию, увидели, что многие вещи интерпретировались не так, как предполагалось в законе.

Поэтому разработали свою методику расчетов казахстанского содержания. Ее отличие в том, что она будет оцениваться не в тоннах или человеко- часах, как, это мы увидели у Шелл, а в денежном выражении. Эту методику мы согласовали на днях с двумя министерствами. В этом году мы хотим поставить все точки над "и", и закрыть все наши дыры. Для нас новая методика - это победа. Новая методика расчета в деньгах даст четко знать, что казахстанское, а что нет, и насколько это выгодно или нет.

Если уровень казахстанского содержания в нефтяных проектах достигнет 50%, тогда мы сможем сказать, что наши товары стали конкурентоспособными.

- Вряд ли иностранные компании воспримут новые правила с радостью?

- Мое личное мнение: Казахстан многое сделал для привлечения инвесторов. Я считаю, что сегодня в нефтяной отрасли надо работать по новым принципам - гораздо жестче. Уже надо быть жестче. Уже не то время, когда мы боялись, что инвестор уйдет, тем более при тех ценах на нефть, которые сложились сегодня в мире...

Кроме этого инвесторы понимают, что те доходы, которые они получают от добычи нашей нефти, они не соизмеримы с теми затратами, которые они будут нести в случае привлечения отечественных производителей.

В Казахстане работают в основном крупные нефтегазовые компании и если бы они все присоединятся к меморандуму по прозрачности закупок, который мы инициировали... мы ведем с ними переговоры.

У всех есть понимание, что необходимо развитие казахстанского содержания, ведь это все мультинациональные компании, которые работают в разных странах. И в каждой стране есть обязательства по местному содержанию, Казахстан - не исключение.

- Известно, что первые контракты, которые заключались на 40 лет и они неизменны.

- Да, контракты, которые заключались в первые годы независимости, не имеют обязательств по казахстанскому содержанию. Они имеют стабильность законодательства и все методики и законы, которые сегодня принимаются - на них не распространяются.

И каков процент таких контрактов?

- Это три крупных проекта - ТШО, Кашаган и Карачаганак. На них приходится 70 % объема закупа всего рынка недропользователей.

Лента

Лента новостей