В последнее время на фоне многочисленных обсуждений о том, какой из двух газовых проектов ("Южный газовый коридор" или "Турецкий поток") для Европы предпочтительнее, довольно четко обозначилась группа стран, которая не имеет решительной позиции по этому вопросу. Речь идет, в первую очередь, о тех государствах, которые выражают свою поддержку то одному, то другому проекту, и не могут окончательно определиться со своим "газовым" будущим.
Стоит отметить, что среди них много стран Балканского полуострова - Греция, Болгария, а теперь и Сербия. Если раньше Балканы именовали пороховой бочкой Европы, то теперь их вполне можно назвать флюгером, который постоянно колеблется.
Накануне Сербия выразила свое желание участвовать в реализации проекта "Турецкий поток". Произошло это сразу после переговоров сербского министра иностранных дел Ивицы Дачича со своим российским коллегой и подтвердило факт неопределенности Белграда в своем энергетическом будущем.
Интересно, что это произошло без оглядки на то, что ранее Сербия выражала свой интерес к поставкам азербайджанского газа по "Южному газовому коридору", подписала декларацию об укреплении энергосотрудничества, поддерживающую диверсификацию источников газа, а президент страны Томислав Николич посчитал реализацию "Турецкого потока" невозможным.
В какой-то степени позиции этих стран можно понять. Им нужен газ, чтобы не замерзнуть зимой, и в такой ситуации приходится лихорадочно хвататься за все потенциальные возможности этот сокровенный газ получить. Если же вспомнить о своего рода шантаже России, которая припугнула Европу закрыть поставки газа через Украину в 2019 году, то поведение этих стран становится весьма объяснимым.
Однако Сербии, как и другим неопределившимся странам, в такой ситуации нужно мыслить и действовать хладнокровно, ведь при ближайшем рассмотрении преимущество "Южного газового коридора" над "Турецким потоком" становится очевидным.
Российский проект, не имеющий под собой никакой юридической и практической основы, никак не способствует намерениям европейских стран диверсифицировать источники поставок. А это на данном этапе главная цель в достижении Европой энергетической безопасности.
Таким образом, и странам Балканского полуострова, и всем другим с похожей позицией стоит отказаться от "флюгерной политики" и проявить решительность в деле достижения собственной энергобезопасности.
Максим Цурков, обозреватель Trend