Азербайджан, Баку, 21 декабря /корр. Trend В. Жаворонкова/
Основным преимуществом проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) перед другими возможными маршрутами транспортировки среднеазиатского газа является наличие источника для заполнения трубопровода в лице Туркменистана, считает немецкий эксперт по энергетике Центральной Азии Штефан Майстер (Stefan Meister).
"Основное отличие ТАПИ от "Набукко" заключается в том, что он в лице Туркменистана имеет не только одного из своих учредителей, но и поставщика газа, который имеет достаточно ресурсов и интерес для продвижения этого проекта", - сказал Trend по электронной почте эксперт немецкого совета по внешней политике Майстер.
Проект ТАПИ в последнее время вызывает у наблюдателей повышенный интерес. В начале месяца по итогам саммита стран-участниц в Ашхабаде было подписано рамочное соглашение о газопроводе и межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода.
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, газопровод протянется на 1735 километров от крупного месторождения "Довлетабад" на востоке Туркменистана, пройдет через провинции Герат и Кандагар (Афганистан), район Кветта (Пакистан) и достигнет населенного пункта Фазилк (Индия) на пакистано-индийской границе. Ожидается, что газопровод, строительство которого планируется завершить до конца 2014 года, позволит осуществлять транспортировку 33 миллиардов кубометров газа в год, из которых только Индия готова закупать до 18 миллиардов кубометров. Стоимость строительства газопровода оценивается в 7,6 миллиарда долларов.
Другим преимуществом, по мнению Майстера, является то, что на ход реализации проекта не будут воздействовать такие факторы, как проблемы в области энергетики между Россией и ЕС и споры прикаспийских стран касательно делимитации морских границ.
Проект газопровода "Набукко" призван транспортировать газ из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС. Начало строительства газопровода стоимостью 7,9 миллиарда евро намечено на 2012 год. Первые поставки по нему планируются в 2015 году. Максимальная мощность трубопровода составляет 31 миллиард кубических метров.
Транскаспийский газопровод протяженностью около 300 километров планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского, где он будет подключен к "Южному коридору", в состав которого и входит "Набукко". На сегодняшний день строительство этого трубопровода затруднено ввиду нерешенности вопроса статуса Каспийского моря.
"Туркменистан играет в игру, обычную для всех газовых и нефтедобывающих стран: он участвует в разработке целого ряда проектов, потому что знает, что не все из них буду претворены в жизнь", - сказал эксперт.
Также участие республики в ряде проектов дает Туркменистану возможность повышать цены на продажу газа для имеющихся и будущих клиентов, так как страна имеет различные варианты по его реализации, считает Майстер.
По его мнению, Туркменистан обладает огромными запасами газа, которые необходимо разрабатывать. По данным ВР, запасы газа в Туркменистане на конец 2009 года оценивались в 8,1 триллиона кубических метров (четвертое место в мире).
"Если Ашхабаду удастся найти инвесторов для этого, он будет иметь достаточно газа для ТАПИ, если же нет, то Туркменистану, возможно, придется уменьшать поставки газа нынешним покупателям", - сказал аналитик.
Заинтересованность Ашхабада в реализации проекта ТАПИ имеет, прежде всего, политический подтекст, считает Майстер.
Туркменистан, по его словам, старается как можно больше диверсифицировать поставки своего газа, чтобы не быть слишком зависимым от России и Китая, как от стран - покупателей и транзитеров, и от Евросоюза, так как приоритетом для него является проект "Набукко".
По мнению Майстера, существующий высокий риск безопасности для транспортировки газа через Афганистан и Пакистан и политическая нестабильность этих стран делают почти все инвестиции в проект недоступными.
"Очень трудно заключать контракты с такими странами, как Афганистан и Пакистан, которые являются слабыми государствами и правительства которых не в состоянии претворять в жизнь или давать гарантии по контрактам", - сказал он.