...

День народного единства: нелегкий путь к народу

Россия Материалы 3 ноября 2009 15:43 (UTC +04:00)
Красный день календаря 4 ноября был придуман пять лет назад как престольный праздник новой России. Да и расположили День Народного Единства с максимальным удобством для граждан
День народного единства: нелегкий путь к народу

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости

Красный день календаря 4 ноября был придуман пять лет назад как престольный праздник новой России. Да и расположили День Народного Единства с максимальным удобством для граждан - поблизости от 7 ноября, экс-государственного праздника, давно утратившего идеологическую окраску. Просто люди привыкли к дополнительным выходным в начале ноября, а "привычка - душа держав", как писал Пушкин.

Замысел был правильный и красивый, но он пока так и остается недовоплощенным. Во-первых, новый праздник приживается плохо. Во-вторых, его немедленно постарались оприходовать совсем не те, ради кого его задумывали.

Дело вовсе не в смутных исторических разысканиях. Этого ли числа по новому стилю ограниченный контингент польских агрессоров был выбит из Кремля, не имеет значения. Просто народные массы консервативны. Пяти лет мало даже для прививки нового выходного дня.

О чем свидетельствуют и результаты опроса ВЦИОМ, проведенного 28 октября сего года. 51% респондентов до сих пор и не поняли, что за праздник отмечается 4 ноября в России. Год назад таких неосведомленных было 48%. Это в рамках статистической погрешности, ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Как говорится, воз и ныне там.

Имеется и один загадочный момент. Если верить опросу, то с названием, сутью и смыслом нового празднества гораздо лучше знакомы представители старшего поколения, которые успели пожить в "эпоху 7 ноября". А вот молодежь, казалось бы, более восприимчивая, с трудом "врубается" в новые календарные реалии. Скорее всего, это происходит потому, что племя младое и незнакомое с традициями вообще с трудом отделяет будни от праздников.

Весьма забавно выглядит целый букет наименований, присвоенных опрошенными Дню Народного Единства. Есть там и День Единения, и День Примирения, и День Объединения Народов, и - наоборот - День освобождения от польской интервенции. Есть и День Согласия и Примирения - как официально именовали 7 ноября в ельцинские годы.

Не обошлось и без тревожного звонка. ВЦИОМ свидетельствует, что с 2006 года доля тех граждан, которые ничего не празднуют в этот день, возросла с 49% до 66%. Тут, скорее всего, сработала реакция на то самое крикливое меньшинство, которое постаралось "приватизировать" новый государственный праздник.

За 4 ноября практически сразу уцепились профессиональные русские национал-патриоты. Их активность не раз приводила к тому, что официальные торжества с возложением цветов к памятнику Минину и Пожарскому терялись и гасли на фоне националистических акций и манифестаций.

Впервые этот день отметили массовыми мероприятиями в 2005 году. Тогда по столице - от Чистых прудов до Китай-города - прошагали тяжелой поступью участники так называемого "Правого марша". Это было первое и последнее шествие профессиональных патриотов всех мастей и оттенков - от хоругвеносцев православного толка до откровенных русских нацистов и бессистемных радикалов. Согласно милицейским сводкам, им тогда удалось собрать под свои знамена до 8 тысяч человек - неслыханная численность для неофициальных уличных манифестаций в наше время. Маршировавших не трогали, их не разгоняли и им не препятствовали. Что привело к разгулу не столько свободы, сколько вседозволенности, вплоть до полотен со свастикой, "римского приветствия" и скандирования лозунгов на немецком языке, цитировать которые не поднимается рука. В результате случился громкий скандал, затмивший все остальные события того же дня.

В последующие годы массовость этих шествий, переименованных из правых в "Русские марши", пошла на убыль. То ли вследствие усилий извне, то ли в силу собственных разногласий и обострения внутривидовой борьбы национал-патриотические силы и их акции стали плодиться и размножаться. Разгорались споры о том, кого считать правильным державником и патриотом. В 2006 по одной и той московской набережной Тараса Шевченко прошагали, с паузой в несколько часов, сразу два "Русских марша", причем каждый из участников считал только свой марш настоящим.

Но за всей этой суетой всякий раз забывался официальный повод для праздника. Все равно всякий раз получался неформальный День хоругвеносца. А большинство благонамеренных граждан старались уклониться от участия в любых массовых мероприятиях.

Переломить тенденцию пытались молодежные прокремлевские движения "Молодая гвардия" и "Наши". Вот и в этом году они намерены провести свой отдельный патриотический марш против фашизма и ксенофобии, плавно переходящий в концерт разнообразных представителей многонационального народа России.

В прежние годы подобные попытки "перекоммутировать" публичные эмоции не приводили к успеху. Впрочем, на немедленный эффект рассчитывать в любом случае не приходится. Главное, чтобы 4 ноября не повторил судьбу 12 июня - Дня России. Тот национальный праздник существует уже 18 лет, но согласно всем опросам, его почитают за праздник не более 20% всех россиян.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей