...

Новый облик Ташкента станет отражением "эпохи Каримова"

Узбекистан Материалы 24 ноября 2009 10:42 (UTC +04:00)
В Ташкенте уничтожают архитектурные сооружения, исторические памятники, вырубают многовековые деревья, чтобы создать новый облик столицы. Власти пресекают любые попытки журналистов рассказать об этой проблеме.
Новый облик Ташкента станет отражением "эпохи Каримова"

Deutsche Welle Дмитрий Аляев

В Ташкенте уничтожают архитектурные сооружения, исторические памятники, вырубают многовековые деревья, чтобы создать новый облик столицы. Власти пресекают любые попытки журналистов рассказать об этой проблеме.
 

На днях власти Ташкента в очередной раз незаконно и без объяснения причин задержали независимого журналиста Алексея Волосевича. Журналист рассказал, что его задержали в тот момент, когда он фотографировал, как рубили деревья в центральном городском сквере. По его словам, к нему подошли двое и предъявили претензии в том, что он занимается фотосъемкой без специального разрешения.

Пока продолжался спор о правомочности действий журналиста, эти двое вместе с Волосевичем приблизились к машине сотрудников правоохранительных органов. "Когда мы остановились около милиционеров, один из этих людей сказал им по-узбекски, чтобы они задержали меня и стерли все фотографии", - рассказал Алексей Волосевич.

Журналист был препровожден в одно из районных отделений внутренних дел, где без объяснения причин его продержали около часа, а затем отпустили. Несмотря на то, что никакого давления на него не оказывали, время для работы было упущено.

Долгожители поневоле

Основной причиной  задержания, по мнению самого Волосевича, было то, что он фотографировал именно вырубку старых деревьев в центральном сквере Ташкента. Как рассказал Волосевич, эта акция началась более недели назад и всколыхнула определенную часть интернет-сообщества. О ней сообщили некоторые независимые средства массовой информации.

" Возраст многих из этих деревьев превышает сто лет и они были высажены в сквере еще до революции. Я не понимаю причин действий властей и их, кстати, не понимает никто, а власти этого никак не объясняют", - говорит Волосевич.

Однако официальные объяснения, хоть и невнятные, существуют. Так, например, Интерфакс со ссылкой на газету "Вечерний Ташкент" сообщил, что по заявлению руководства главного управления благоустройства хокимията (администрации) города в сквере Амира Тимура ведутся работы по благоустройству и удаляются деревья, не соответствующие санитарным нормам и карантинным требованиям.  

"Как отмечают специалисты управления, многие деревья выросли здесь в результате самопосева. Так, растущие в сквере айлантус, ясень и отдельные другие растения не обладают должной устойчивостью к нашим климатическим условиям. Все это отрицательно сказывается на экологии, вредно отражается на здоровье людей", - утверждают представители управления по благоустройству. По их данным, на одного жителя  столицы приходится почти 69 квадратных метров зелени. За последние 15-18 лет площадь зеленых насаждений на одного жителя города возросла почти на 21,5 квадратных метра.

Однако наблюдателям такое объяснение кажется более чем странным. Во-первых, трудно представить, чтобы  многовековые деревья, которые "не обладают должной устойчивостью к климатическим условиям" росли бы в этих условиях столько лет. Во-вторых, совершенно непонятно заявление об "увеличении зеленых насаждений на одного жителя города". Очевидцы, например, говорят, что в последние годы эти площади только сокращались, так как в Ташкенте уже несколько лет подряд ведется планомерная вырубка деревьев.

Из-за чего шум?


Почему же этой теме придается такое внимание в Узбекистане? Независимый интернет-сайт "Uznews.net" на днях выдвинул версию о том, что "городской лес давно стал очень выгодной статьей дохода для местной мафии, в том числе, и на государственном уровне".

По данным обозревателей сайта, в "древесном бизнесе" в стране сегодня задействованы чиновники различных служб городского хокимията, Госкомприроды, криминальных структур и высокопоставленные сотрудники МВД. Также, как утверждается на сайте, в стране существует множество незаконных цехов по распилке и переработке такой древесины.

Надо отметить, что сообщения об уничтожении ташкентского сквера передавали на протяжении долгого времени журналисты, которые были так или иначе связаны с этим городом и с этой страной. Это и неудивительно. По словам узбекского журналиста Алексея Волосевича, "сквер Амира Тимура для ташкентцев - это уже символ, который сегодня нещадно уничтожается". 

Как говорят специалисты, существует и еще одно объяснение, которое власти не доводят до сведения общественности. С середины 90-х годов прошлого века Ислам Каримов стал создавать собственную пафосную и помпезную архитектуру в столице. Вначале был построен огромный и малопосещаемый музей Амира Тимура. Затем другие здания "эпохи Каримова". Сегодня в сквере уничтожены почти все исторические здания, а на их месте был возведен, например, огромный "Дворец форумов". Чтобы не скрывать всего этого "великолепия", было решено очистить пространство.

Архитектурная идеология


Однако не в одном сквере дело. Уже многие годы столицу Узбекистана перестраивают. Очевидцы говорят, что это сравнимо с масштабным градостроительством, которое предпринял после землетрясения 1966 года тогдашний первый секретарь узбекского ЦК партии Шараф Рашидов. Но тогда это было объяснимо - город буквально восстанавливали из руин. В период же независимости, по словам специалистов, никаких причин, кроме идеологических, для перестройки города не было. Тем не менее, активно уничтожались старые, пережившие еще ташкентское землетрясение здания.

В ходе этой компании исчезли, кстати, не только самобытные улочки старого "узбекского" города, но и те места, которые уже давно неразрывно связаны с историей страны. Например, описанная Александром Солженицыным в романе "Раковый корпус" площадь перед медицинским институтом, или памятник семье Шаахмедовых, которые в годы Второй мировой войны, согласно официальной советской историографии, усыновили и удочерили 15 эвакуированных детей.

Недавно узбекские власти приступили к демонтажу старинного православного храма Александра Невского, который был построен в 19 веке и уцелел даже в советские  времена, когда в нем находилась библиотека.

Один из собеседников Deutsche Welle считает, что подобной "архитектурной экспансией" Каримов просто пытается вытравить из памяти народа все, что было до его правления. Нынешняя молодежь уже считает, что облик Ташкента всегда был именно таким, каков он сейчас.

Мнение автора может не совпадать с позицией агентства Trend .

Лента

Лента новостей